Маслосъемные колпачки ВАЗ 2108

ВАЗ 2109: маслосъемные колпачки — как заменить?

Маслосъемный колпачок для автомобиля ВАЗ 2109

Возникающий, при быстром наборе скорости, за автомобилем сизый дым может указывать, что требуют замены колпачки маслосъемные ВАЗ2109, иначе их называют сальниками клапанов. Эти элементы уплотняют направляющие втулки со стержнями клапанов, что не допускает проникновение масла в зазор.

  • На ранних моделях автомобилей ВАЗ использовались фторопластовые неармированные маслосъемные колпачки.
  • Современные детали изготавливаются из резины. Стальная втулка поджимает к стержню клапана кромку элемента.
    Это позволяет уменьшить риск возникновения перекосов в устройстве при работе двигателя. Пробег автомобиля увеличивается до 150 000 километров, что дает использование в качестве материала фторкаучука и акрилата.
  • Маслосъемные колпачки на ВАЗ 2109должны использоваться только этой модели автомобиля. Редко можно допустить использование деталей от другой марки авто:
  1. когда возникла необходимость в срочной замене одного колпачка. В этом случае можно взять элемент с другого автомобиля, но они не должны ухудшить надежность машины;
  2. отсутствуют изделия в автомагазинах или очень большая цена «родных» колпачков по сравнению с теми, что имеются в продаже.

Особенности замены маслосъемных колпачков

Инструкция указывает, что замена маслосъемных колпачков с других марок автомобилей должна выполняться с учетом следующих рекомендаций:

  • Диаметры стержня клапана и посадочного пояска направляющей втулки должны совпадать.
  • Максимальное отклонение по высоте, ранее установленного изделия и нового, не должно превышать 0,5 миллиметров. Это предохранит колпачок от повреждения при наибольшем ходе клапана.
  • Новый колпачок и втулка должны иметь примерно одинаковую длину посадочных мест. Короткий поясок колпачка может нарушить уплотнение. Втулка отожмет его кромку от оси клапана.
  • Когда ставятся новые маслосъёмные колпачки ВАЗ 2109 нужно обращать внимание на год их выпуска.

Совет: Установка маслосъемных колпачков современного исполнения улучшает качество уплотнения за счет точного совпадения сопрягаемых размеров.

Как на автомобиле ВАЗ 2109 заменить маслосъемные колпачки

Заменить маслосъемные колпачки ВАЗ 2109можно со снятием головки цилиндров или, не вытаскивая узел из машины.
Для работы нужно иметь:

  • Восьмимиллиметровый оловянный пруток или припой.
  • Пинцет.
  • Оправку для напрессовки колпачков.
  • Отвертку.
  • Съемники: для колпачков и клапанных пружин.

Порядок выполнения работ своими руками заключается в следующем:

  • Отсоединяется аккумуляторная батарея.
  • С головки блока снимается крышка.
  • Зубчатый шкив удаляется с распределительного вала.
  • Откручиваются гайки, удерживающие провода «массы», со шпилек снимаются наконечники проводов.
  • Отворачиваются элементы крепления задней крышки ГБ.

Совет: Уплотнительное кольцо нужно снимать осторожно. После визуального осмотра ее нужно отложить в сторону и использовать, если на нем нет дефектов.

  • Снимается с головки блока задняя крышка.
  • На распределительном валу освобождаются от фиксации корпуса подшипников, удаляются шайбы, оба корпуса.

Совет: Нужно следить, чтобы не потерялась шпонка на распредвалу, ее лучше убрать.

  • С ГБ снимается распределительный вал.
  • Удаляется сальник с распредвала.
  • Поворачивается коленчатый вал пока поршень, соответствующего клапана, расположится в ВМТ.

Совет: Чтобы клапан не провалился вниз нужно свечу вывернуть, а в это отверстие вставить прутик так, что он будет между клапаном и поршнем.

  • Устанавливается приспособление для сжатия пружин клапана.
  • Пинцетом аккуратно вынимаются сухари.
  • Снимается приспособление.
  • Извлекаются: тарелка пружин, расположенная вверху; пружины клапана – наружная и внутренняя.
  • Устанавливается цанга приспособления на колпачок, что хорошо видно на фото.

Установка цанги для удаления колпачков на авто ВАЗ 2109

  • Нужно резко ударить бойком по втулке приспособления, а затем по бойку ручки и спрессовать колпачок с втулки, который затем вытаскивается из цанги пассатижами.

Совет: Нужно следить за направлением прикладываемого усилия, оно должно быть строго вверх, колпачки не должны проворачиваться. В противном случае их можно повредить.

  • С колпачков лучше снять пружины.
  • Изделия смазываются моторным маслом и устанавливаются в оправку.

Установка маслосъемных колпачков в оправку

  • Детали до упора запрессовываются осторожно в нижнюю тарелку.
  • Ставится пружина и тарелка клапана.
  • Устанавливаются сухари с помощью приспособления таким образом, чтобы они попали в проточку клапана.
  • Вытаскивается из свечного отверстия прутик.
  • Для установки сухарей на место нужно ударить молотком по торцам клапанов металлическим стержнем.
  • Смазываются моторным маслом опоры распределительного вала в головке блока цилиндров и шайбы, регулирующие толкатель.
  • При установке в опоры ГБ распредвала нужно направлять в сторону от толкателей клапанов кулачки первого цилиндра.

Установка в ГБ распредвала

  • Этим же маслом смазываются шейки и кулачки распредвала.
  • На ГБ и на поверхности крайних опор тонким слоем наноситься герметик.
  • На распредвал устанавливаются корпуса подшипников, надеваются шайбы на шпильки, закручиваются гайки в два этапа:
  1. гайки затягиваются до соприкосновения с поверхностью головки болта. При этом направляющие втулки должны войти в отверстия корпуса подшипников;
  2. гайки затягиваются окончательно.
  • Ставятся на место сальники распредвала.
  • Регулируются зазоры в приводе клапана.
  • Собирается в обратном порядке весь узел.

Как производится установка маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 хорошо видно на видео.

На первый взгляд, маслосъёмный колпачок — деталь незначительная. Но в случае износа она способна доставить автовладельцу массу неприятностей. О том, что такое маслосъёмный колпачок и как его заменить самостоятельно на двигателе ВАЗ 2109, мы и поговорим в данной статье.

Последовательность действий

  1. На цанге есть боёк. По нему нужно точно ударить молотком. Это приведёт к тому, что колпачок сомнётся и его можно будет достать из цанги плоскогубцами.
    Маслосъёмный колпачок извлекается из направляющей втулки с помощью цанги
  2. Как только сухарики извлечены, снимается тарелка клапана и его пружина.
    Когда пружина зафиксирована, сухарики клапана извлекаются с помощью медицинского пинцета
  3. После этого устанавливается инструмент для разсухаривания клапанов и с его помощью пружина клапана прижимается.
  4. После вывода поршня в мёртвую точку с цилиндра откручивается свеча, а в открывшееся отверстие вставляется оловянный пруток диаметром 8 мм. Кончик прутка должен оказаться между клапаном и дном поршня.
  5. Теперь коленчатый вал надо повернуть так, чтобы поршень в цилиндре, где планируется замена колпачков, вышел в верхнюю мёртвую точку.
    Снимается распределительный вал, затем снимается сальник
  6. Прежде всего, надо снять провода с аккумулятора.
  7. Снимается ремень с ГРМ.
  8. С распределительного вала убирается шкив с зубцами.
  9. С первого крепления снимаются провода, с третьего крепления откручиваются гайки.
  10. Откручиваются четыре гайки с передней крышки, потом откручиваются гайки с крышки задней (их там шесть штук).
  11. Обе крышки снимаются.
  12. Распределительный вал вынимается.
  13. С распределительного вала снимается сальник.
    Пружина клапана крепко прижимается с помощью цанги
  14. После прижимания пружины клапана сухарики можно извлечь с помощью пинцета.
    Вначале извлекается тарелка клапана, а потом — находящаяся под ней пружина
  15. Теперь с помощью цанги надо снять маслосъёмный колпачок с направляющей втулки.
    Ударом молотка по рукоятке колпачок спрессовывается в цанге и вынимается
  16. Новый колпачок запрессовывается в тарелку клапана, затем на него устанавливается пружина.
  17. Аналогичные операции производятся со всеми колпачками, нуждающимися в замене.
  18. После замены производится обратная сборка головки цилиндров.

Видео по замене сальников клапанов на ВАЗ 2109 своими руками

Важные моменты

  • После извлечения изношенного колпачка следует тщательно осмотреть стенки направляющей втулки, так как любая царапина на этой стенке, оставленная цангой, может привести к возобновлению течи масла в камеру сгорания и сведёт на нет все усилия по замене колпачка.
  • Перед установкой новых колпачков нужно не забыть снять с них пружины.
  • Перед запрессовкой нового колпачка место установки обильно смазывается маслом. Это помогает точнее посадить колпачок на место, не прилагая к этому лишних усилий.

Как видно из статьи, заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2109 своими руками вполне возможно. Главное –запастись терпением, соблюдать последовательность операций и не прилагать больших усилий, запрессовывая новые колпачки на место.

Копирайтер с пятилетним стажем.

Способы замены

Есть несколько основных вариантов ваших действий в случае, если колпачки перестали работать должным образом.

Вариант

Особенности

Оставить все как есть

Самое неудачное решение, которое может повлечь за собой серьезные последствия, поломки двигателя и огромные затраты на восстановление. Не выбирайте его ни при каких обстоятельствах

Обратиться к гаражной СТО

Есть множество СТО, созданных на основе простого гаража в автокооперативе. Их услугами пользуются многие, но мы поступать вам так не рекомендуем. Цены не такие высокие, как на хорошем автосервисе, но и качество услуг соответствующее, никаких четких сроков. Отдав машину, вы можете увидеть ее не скоро

Проверенный автосервис

Хороший вариант для тех, кто не хочет заниматься самостоятельным ремонтом и имеет достаточно средств на качественное обслуживание автомобиля. Минус у такого способа ремонта только один — высокая стоимость

Сделать своими руками

Тот вариант, которому отдают предпочтение большинство владельцев отечественных авто. Расходы потребуются только на материалы. При грамотном подходе, вы сделаете замену не хуже, чем любая хорошая СТО

Выбирая вариант с самостоятельной заменой колпачков, убедитесь в наличии достаточного опыта и навыков. В противном случае делать ремонт своими руками категорически не рекомендуется.

Замена

Для работы по замене маслосъемников вам понадобится:

  • Набор плоских отверток;
  • Головка для демонтажа свечей зажигания;
  • Новые колпачки;
  • Съемник для колпачков;
  • Рассухариватель (для клапанов);
  • Утконосы;
  • Прут с сечением 8 мм.

Процесс извлечения

Подготовив все необходимое, можно приступать к работе.

  1. Снимите первым делом воздушный фильтр, топливную помпу, распределитель зажигания. Все это актуально для карбюраторных ВАЗ 2109.
  2. Некоторые утверждают, что для замены колпачков обязательно снимать ГБЦ. Неправда. Чтобы обойти этот этап, вам потребуется прут. Далее расскажем о том, как меняются маслосъемники без снятия головки.
  3. Снимите минус с АКБ.

  1. Демонтируйте шестеренку с распределительного вала.
  2. При разборке постарайтесь сохранить шпонку. Она располагается в пару распределительного вала. Вытяните ее аккуратно и проблем не будет.
  3. Выполните демонтаж крышки ГБЦ путем выкручивания всех болтов, расположенных по периметру.
  4. Снимите заднюю часть крышки ГБЦ — заглушку распределителя зажигания. Тут вам придется открутить 2 гайки, фиксирующие провода массы, плюс снять наконечники проводников со шпилек.
  5. По обе стороны корпуса подшипника распредвала выкрутите гайки, уберите их в сторонку, но не потеряйте.
  6. Снимите распределительный вал с ГБЦ и после этого можно демонтировать сальник.
  7. Проверните коленвал, когда поршень, на котором требуется поменять маслосъемный колпачок, не окажется в положении верхней мертвой точки.
  8. Специальной головкой выкрутите свечу зажигания из головки блока, вставьте подготовленный заранее прут диаметром 8 мм. Желательно из олова. Вставьте прут так, чтобы он оказался между поршнем и клапаном.

Пружинка

  1. Аккуратно сожмите пружины клапана, используя рассухаритель.
  2. Утконосом или пинцетом достаньте сухари клапана, после чего снимите элемент.
  3. Извлеките с посадочных мест верхнюю тарелку и пружину клапана. Не забывайте, что пружин там две — верхняя и внутренняя. Снятию подлежат обе.
  4. Выпрессуйте маслосъемный колпак, расположенный на направляющей втулке. Чтобы сделать это, нужно установить на клапан цангу специального инструмента, который служит для демонтажа этих элементов. Его вы легко найдете в любом автомагазине или на рынке.
  5. Подставьте байок и ударьте им по втулке, после чего ударьте по байку ручки.
  6. Выпрессуйте колпачок со втулки и извлеките его из цанги. Здесь помогут обычные плоскогубцы, если специального инструмента у вас нет.
  7. При извлечении будьте аккуратны, поскольку есть риск повредить втулки. Тяните строго вверх и ни в коем случае при выпрессовке не проворачивайте элемент.

Извлекайте аккуратно

  1. Возьмите новые колпачки, снимите пружины с них.
  2. Капните немного масла на колпак и вставьте на законное место.
  3. Запрессуйте колпачок инструментом. Убедитесь, что элемент сел до упора и максимально плотно.
  4. Верните на место пружинку, которую вы сняли.
  5. По аналогии замена выполняется на всех остальных поршнях.
  6. Верните на место пружинку и тарелку клапанов. Сухари клапанов монтируются в проточки специальным инструментом.
  7. Извлеките прут. Чтобы сухари встали на свои места, ударьте по краям клапана молотком. Для лучшего эффекта вооружитесь маленьким металлическим стержнем, ударив через него.
  8. Опоры распредвала, шайбы обязательно смажьте моторным маслом.
  9. Верните на место распределительный вал. Не забудьте убедиться, что кулачки первого цилиндра направлены строго к толкателям.
  10. Смажьте маслом кулачки и шейки распредвала.
  11. Верните на свои позиции корпус подшипников распределительного вала. Проследите также, чтобы направляющие втулки оказались в отверстиях кожухов подшипников.
  12. Затяните крепежные гайки, установите сальник распределительного вала.
  13. Выполните сборку узла в обратной последовательности.

Поменять маслосъемные колпачки не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Но если такая работа вызывает опасения, обратитесь к проверенному автосервису.