Калина 16 клапанов

Маслосъемные колпачки двигателя 1,6i — замена

Для выполнения работы потребуются:

— оловянный пруток;

— магнит;

— пинцет;

— съемник маслосъемных колпачков;

— оправка для запрессовки колпачков;

— рассухариватель.

Снятие

1. Снимаем распределительный вал.

2. Магнитом вынимаем из посадочных мест в головке блока цилиндров толкатели с регулировочными шайбами.

3. Чтобы установить толкатели на прежние места, маркируем их или раскладываем в порядке расположения в двигателе.

4. Выворачиваем свечу цилиндра, у клапана которого заменяем маслосъемный колпачок.

5. Вставляем оловянный пруток в свечное отверстие, так чтобы его конец оказался под тарелкой соответствующего клапана.

6. Устанавливаем приспособление для рассухаривания клапанов на шпильки головки блока цилиндров.

7. Чашку приспособления упираем в тарелку пружины.

При выполнении следующей операции не поцарапайте рассухаривателем стенки посадочного отверстия толкателя в головке блока цилиндров.

8. Надавив на ручку рассухаривателя, сжимаем пружины клапана.

9. Удерживая пружины сжатыми, пинцетом извлекаем два сухаря.

10. Плавно отпускаем пружины и снимаем рассухариватель.

11. Пинцетом снимаем тарелку пружины.

12. вынимаем наружную…

…и внутреннюю пружины клапана.

13. Устанавливаем захват съемника на маслосъемный колпачок.

14. Спрессовываем колпачок.

15. При необходимости вынимаем опорную шайбу пружин.

Установка

1. Устанавливаем опорную шайбу пружин (если она была снята).

2. Наносим чистое моторное масло на рабочую кромку нового колпачка и стержень клапана.

3. Надеваем на стержень клапана специальную пластмассовую оправку (входящую в комплект новых колпачков) так, чтобы она закрыла проточки на стержне.

4. Надеваем колпачок на стержень клапана.

При отсутствии оправки колпачок следует надевать очень аккуратно, чтобы не порезать кромку об острые кромки проточек. Перед установкой с колпачка можно снять пружинку.

5. Легкими ударами молотка по оправке напрессовываем колпачок на втулку клапана.

Совет

Для напрессовки колпачка можно использовать торцовый ключ с глубокой двенадцатигранной головкой на 11 мм или шестигранной головкой на 12 мм.

6. Снимаем пластмассовую оправку.

7. Устанавливаем пружины, тарелку пружины и сухари в последовательности, обратной снятию.

8. Аналогично заменяем маслосъемные колпачки остальных клапанов первого и четвертого цилиндров (их поршни находятся в положении ВМТ), после чего поворачиваем коленчатый вал двигателя на 180° и заменяем колпачки клапанов второго и третьего цилиндров.

9. Устанавливаем снятые детали в последовательности, обратной разборке, после чего регулируем натяжение ремня привода ГРМ.

Лада Калина Седан Совиньон Люкс ›
Бортжурнал ›
Замена маслосъемных колпачков и привода ГРМ

Как я писал ранее: Выбор колпачков, уже были закуплены необходимые детали. Допольнительно приобрел колпачки Victor Reinz и пару хомутов.

Колпачки

Не решился ставить заводские 12-тилетней давности. После покупки Victor Reinz видел в интернете много отзывов по поводу их подделки, но внешний вид все-таки внушил доверие и я решил попробовать поставить их.
Вечером в четверг после работы я наконец решился разобрать часть двигателя. Скажу заранее — не ожидал, что на все уйдет 2 вечера после работы и еще пару часов субботы — думал сделаю все быстрее.
Сперва слил антифриз, снял воздухоочиститель, бачок омывателя, кожух привода ГРМ, дроссельный узел. Вывернул свечи, ослабил ремень ГРМ, открутил болты шкивов распредвалов, заклинив их с помощью головки подходящего размера. Чтобы добраться до крайнего болта, крепящего впускной коллектор к головке, пришлось снять генератор. После удаления шланга с сапуна и щупа, снял топливную рампу с проводкой, отведя коллектор в сторону, а затем и сам коллектор. Кольцевые резиновые уплотнения в коллекторе оказались сильно деформированными и требовали замены. В каналах ГБЦ оказалось довольно много нагара.

Надо почистить

После снятия коллектора стало возможным открутить крышку головки. Вот какая картина мне открылась:

Пробег 117 тыс. км

Затем отвернул постель распредвалов, поддел ее отверткой и снял.

Видны гидрокомпенсаторы

Затем обычным магнитом вынимал по очереди гидрокомпенсаторы, рассухаривал клапаны, подкладывая между его тарелкой и днищем поднятого поршня приспособление, вставленное через свечное отверстие. Приспособление не сфотографировал, поэтому картинка с интернета:

Рассухариватель

Доставал пружину и цанговым зажимом стягивал старые колпачки. Диаметры рабочих отверстий старых колпачков были гораздо больше новых (видно невооруженным глазом):

Хотя рабочая кромка была еще относительно эластичной. Так как в комплекте новых колпачков не оказалось защитных втулок для того, чтобы не повредить кромку при прохождении проточек клапана под сухари, пришлось эту втулку сделать самостоятельно из термоусадочной трубки подходящего диаметра. Надо отметить, что новые колпачки надевались на направляющие втулки клапанов довольно легко с помощью оправки от руки, но для надежности были немного обстучены молотком. В итоге в первый вечер я упел сменить все колпачки.
Следующий вечер у меня ушел на очистку, отмывку снятых деталей. Крышку головки и постель распредвалов очистил от старого герметика и обезжирил уайт-спиртом. В крышке открутил детали маслоотделителя — оказался чистым, не забитым. Очистил от герметика, обезжирил и верхнюю часть головки. Тонким слоем нанес на сопрягаемые поверхности герметик из шприца. Кстати, когда будете покупать этот шприц, советую проверить: когда я начал выдавливать 5 мл из 20 оказались просто воздухом.

Нанес герметик на головку

Валы установил, направив шпоночные пазы вверх. Коленвал установил в таком положении, когда поршни находятся на одном уровне, а при дальнейшем повороте по часовой стрелке, чтобы поршни 1 и 4 цилиндров начали бы подниматься. Затем уложил постель и начал равномерно притягивать ее. После окончательной затяжки нанес герметик и на нее.

Немного не хватило)

Как я уже поздно понял, первый слой я сделал слишком жирным, поэтому немного не хватило. Выручил сосед по гаражу: куил себе и мне еще по шприцу. Цвет и консистенция немного отличались: новый оказался покраснее и пожиже. Но это меня не остановило)
После этого была заменена помпа, обводной и натяжной ролики и ремень. Забыл сказать: перед этим установил сальники распредвалов с одной стороны и заглушки технологических отверстий с другой, предварительно смазав их установочные поверхности серым герметиком. Установил топливную рампу, коллектор, ну вобщем все в обратном порядке. Было уже поздно и сборку оставшейся мелочи и запуск двигателя я решил оставить на третий день.
И вот в субботу все собрано окончательно, залит антифриз, подключен аккумулятор. Вот он волнительный момент первого запуска после серьезного ремонта) Ключ на старт, насос качает, но двигатель не пустился. Вторая попытка: насос еще качает и двигатель запустился, но как то неустойчиво, трясясь и цокая гидриком или даже парой. Но поработав некоторое время все приходит в норму. Цокот постепенно пропадает, работа двигателя выравнивается. После остановки еще раз проверяется и корректируется натяжение ремня. Ну а качество купленных деталей и проведенного ремонта как всегда покажет время. Спасибо за внимание!