Как установить трамблер

В каких случаях необходима установка зажигания?

Есть несколько симптомов, по которым автовладелец может определить, что необходимо произвести регулировку и выставление прерывателя зажигания:

  1. Невозможность запуска мотора.
  2. Увеличенный расход бензина. Разумеется, это может быть связано с необходимостью регулировки карбюратора, но случается и такое. К примеру, если зажигание выставлено позднее, то динамика машины будет низкой, а для того, чтобы нормально разогнаться, двигателю нужно больше топливовоздушной смеси.
  3. Появление выстрелов в глушитель. Если взрыв идет вдогонку, для расширения газов потребуется определенное время. В том случае, когда поршень дойдет до НМТ, следующим будет такт выхлопа, а это означает, что определенная часть топлива будет передаваться в выхлопную систему. Соответственно, в результате появятся и хлопки.
  4. Силовой агрегат стал работать более шумно. Установить зажигание и правильно поставить трамблер ВАЗ 2106 понадобится в случае тряски и троения мотора. Более жесткой работу силового агрегата делает идущий вверх поршень, при этом взрыв смеси будет происходить ему навстречу.

Выставление зажигания на «шестерке»

Установка и регулировка трамблера

На автомобиле ВАЗ 2106 ремонт трамблера необходим в случае его некорректной работы, но если этот элемент работает нормально, для того, чтобы его правильно выставить, сначала нужно установить метки. Коленчатый вал вращается или за храповик, или с помощью специального ключа за гайку. На крышке силового агрегата вы можете увидеть метки.

Чтобы правильно поставить зажигание, метки должны быть правильно совмещены:

  1. Установленная первая мета по ходу движения представляет собой опережение угла на десять градусов. Этот параметр актуально использовать для авто, использующихся на 72 топливе.
  2. Метка, расположенная посредине — это опережение угла на пять градусов, что оптимально для авто, использующихся на 80 бензине.
  3. Последняя риска представляет собой угол опережения на 0 градусов. Это означает, что воспламенение горючей смеси будет осуществляться в то время, когда поршень будет расположен в ВМТ. Устанавливая метки, нужно учитывать эти нюансы.

Когда вы закончите выставлять метки, в контактах необходимо поставить нужный зазор. Чтобы сделать это, должен сниматься бегунок распределительного узла и выкручиваться фиксирующий болт прерывательного элемента. Заблаговременно рекомендуется произвести очистку контактов с помощью наждачной бумаги. В разомкнутом виде зазор на контактах должен быть не более 0.4 мм.

Обозначение меток на устройстве

Перед тем, как выставить зажигание на ВАЗ 2106, необходимо выкрутить крепление распределительного узла с помощью гаечного ключа, затем его можно снять из корпуса.

Чтобы поставленный на место узел работал правильно, учтите такие нюансы:

  1. Регулировка производилась по метке ВМТ на 1м цилиндре, так что в данный момент появление искры должно осуществляться в нем. Чтобы словить этот момент, необходимо установить крышку трамблера ВАЗ 2106 и пометить место, где входит высоковольтный кабель свечки зажигания от первого цилиндра. Затем необходимо произвести демонтаж крышки, после чего внешний контакт бегунка устанавливается напротив риски.
  2. После этого, чтобы силовой агрегат работал в нормальном режиме, следует провести условную линию между ее фиксаторами и поставить механизм в место монтажа таким образом, чтобы данная линия располагалась параллельно блоку мотора. Здесь же следует отметить, что попасть в шлицы сразу получается далеко не всегда, возможно, для этого необходимо немного прокрутить корпус. В принципе, это не страшно, поскольку в дальнейшем зажигание все равно надо будет отрегулировать. Вам необходимо добиться того, чтобы механизм мог полностью сесть в место установки, прямо до того момента, пока он полностью не упрется в блок. Сделав это, узел можно притянуть на место (автор видео — Andrey Gorinov).

Неисправности устройства

Замена и ремонт трамблера на отечественной «шестерке» осуществляется в случае некорректной работы механизма.

Ниже приведены основные симптомы поломок, которые свидетельствуют о возможных неисправностях:

  1. Транспортное средство дергается во время езды. Причем эти дерганья вовсе нехарактерны для авто.
  2. Мотор в целом не заводится.
  3. При попытке разогнать автомобиль машина также может дергаться, а сам процесс разгона занимает достаточно много времени, при этом мотор может детонировать — стучат поршневые кольца.
  4. Повышенный расход горючего.

Как видите, в целом признаки схожи с теми, которые проявляются при неверно выставленном зажигании. Разумеется, если появились такие симптомы, нельзя точно утверждать, что неисправность кроется именно в трамблере, однако диагностике этого узла также нужно уделить внимание.

Что касается непосредственно поломок, которые могут вынудить автовладельца произвести ремонт или замену механизма, то они следующие:

  1. Износился и перегорел бегунок узла.
  2. Проблема заключается в самой крышке — на ней могли перегореть контакты.
  3. Поломка датчика Холла. Проблема может быть связана не только с поломкой контроллера, но и при наличии плохого контакта на штекере регулятора.
  4. Еще одной причиной, с которой отечественные водители сталкиваются довольно часто, является подшипник трамблера. Он долгой эксплуатации он мог разболтаться, но его также могло просто заклинить.
  5. Наличие механических повреждений, в том числе трещин на крышке.
  6. В распределительный узел попадает моторная жидкость, обычно проблема связана с герметичностью крышки.

>Видео «Поэтапный разбор трамблера»

Как осуществляется разборка механизма в домашних условиях, смотрите на видео ниже (автор ролика — Роман Романов).

Как установить трамблёр и настроить на ВАЗ 2101

Первым делом необходимо снять клемму с аккумулятора, затем отсоединить провода с катушки зажигания, отсоединить центральный высоковольтный провод, снять крышку трамблера. Далее необходимо выставить положение бегунка таким образом, чтобы он был повернут по отношению к двигатель на угол 90?. При таком подходе замена трамблера практически не повлияет на момент зажигания. Выкручиваешь свечу первого цилиндра, затыкаешь тряпочкой свечное отверстие, начинаешь крутить вручную шкив коленвала по часовой стрелке, если смотреть на двигатель встречно движению машины, покуда не выскочит тряпка из свечного отверстия. Проворачивать двигатель лучше всего специально купленным для этого (или изготовленным самостоятельно по образцу) ключом храповика. Для того, чтобы положение нового трамблера было таким же, как и старого, на блоке цилиндров нужно сделать метку, как показано на рисунке.

Далее откручиваем гайку крепления трамблера, снимаем шайбы и вытаскиваем трамблер. Чтобы установить новый трамблер совмещаешь метку на шкиве с длинной на блоке, вставляешь новый трамблёр предварительно сняв с него крышку, электрод бегунка направляешь в сторону первого цилиндра (если смотреть по крышке трамблёра) и садишь трамблёр в своё отверстие, фиксируешь трамблёр, ставишь крышку, закручиваешь свечу, заводишь, должна завестись полюбому.

Если на словах не очень понятно, то можно посмотреть статью о снятии трамблера здесь:

Назначение и виды трамблёров

Основной распределитель «шестёрки» располагается на горизонтальной площадке, сделанной слева от клапанной крышки мотора. Вал агрегата, заканчивающийся шлицами, входит в приводную шестерню внутри блока цилиндров. Последняя вращается цепью газораспределительного механизма и одновременно крутит вал масляного насоса.

Под установку распределителя на блоке двигателя предусмотрена специальная площадка

Трамблёр выполняет в системе зажигания 3 функции:

  • в нужный момент разрывает электрическую цепь первичной обмотки катушки, отчего во вторичной образуется импульс высокого напряжения;
  • поочерёдно направляет разряды к свечам согласно порядку работы цилиндров (1—3—4—2);
  • автоматически корректирует угол опережения зажигания при изменении оборотов коленчатого вала.

Трамблёр занимается распределением импульсов по свечам и обеспечивает своевременное искрообразование

Подача искры и воспламенение топливовоздушной смеси производится раньше, чем поршень достигнет верхней крайней точки, чтобы топливо успело полноценно сгореть. На холостом ходу угол опережения составляет 3—5 градусов, с повышением числа оборотов коленвала данный показатель должен увеличиваться.

Различные модификации «шестёрок» комплектовались разными типами распределителей:

  1. ВАЗ 2106 и 21061 оснащались двигателями рабочим объёмом 1,6 и 1,5 л соответственно. Из-за высоты блока на модели устанавливались трамблёры с длинным валом и механической контактной системой.
  2. Автомобили ВАЗ 21063 комплектовались двигателем 1,3 л с низким блоком цилиндров. Распределитель — контактного типа с укороченным валом, разница для моделей 2106 и 21063 составляет 7 мм.
  3. На обновлённую серию ВАЗ 21065 ставились бесконтактные трамблёры с длинным штоком, работающие совместно с системой электронного зажигания.

Разница в длине валов 7 мм обусловлена различными объёмами моторов, применяемых на «шестёрке»

Разница в длине приводного вала, зависящая от высоты блока цилиндров, не позволяет использовать деталь ВАЗ 2106 на двигателе объёмом 1,3 л — распределитель попросту не сядет в гнездо. Ставить запчасть с коротким валом на «чистую шестёрку» тоже не выйдет — шлицевая часть не достанет до шестерни. Остальная начинка контактных трамблёров одинакова.

Будучи молодым неопытным водителем, лично столкнулся с проблемой разной длины штоков распределителей зажигания. На моих «Жигулях» ВАЗ 21063 в дороге обломился вал трамблёра. В ближайшем автомагазине приобрёл запчасть от «шестёрки» и начал устанавливать на авто. Результат: распределитель не вставился до конца, между площадкой и фланцем остался большой зазор. Позже продавец объяснил мою ошибку и любезно заменил деталь на подходящую к мотору 1,3 л.

Обслуживание распределителя контактного типа

Чтобы самостоятельно производить ремонт трамблёра, необходимо понимать его устройство и назначение всех деталей. Алгоритм работы механического распределителя выглядит следующим образом:

  1. Вращающийся валик периодически надавливает кулачком на подпружиненный подвижный контакт, в результате цепь низкого напряжения разрывается. Зазор между контактами появляется в результате нажатия кулачка на подпружиненный толкатель
  2. В момент разрыва вторичная обмотка катушки вырабатывает импульс потенциалом 15—18 киловольт. По изолированному проводу большого сечения ток подаётся на центральный электрод, расположенный в крышке трамблёра.
  3. Вращающийся под крышкой распределительный контакт (в просторечии — бегунок) передаёт импульс одному из боковых электродов крышки. Затем по кабелю высокого напряжения ток подаётся на свечу зажигания — в цилиндре происходит возгорание топливной смеси.
  4. Со следующим оборотом вала трамблёра цикл искрообразования повторяется, только напряжение подаётся к другому цилиндру.

В старом исполнении агрегат оснащался ручным октан-корректором (поз. 4)

По факту через распределитель проходит 2 электрических цепи — низкого и высокого напряжения. Первая периодически разрывается контактной группой, вторая переключается на камеры сгорания разных цилиндров.

Теперь стоит рассмотреть функции мелких деталей, из которых состоит трамблёр:

  • установленная на валике муфта (под корпусом) защищает внутренние элементы от попадания моторной смазки из силового агрегата;
  • колесико октан-корректора, расположенное на приливе корпуса, предназначено для ручной регулировки угла опережения искрообразования; Ручной регулятор опережения встречается на распределителях первого поколения
  • центробежный регулятор, находящийся на опорной площадке вверху валика, также корректирует угол опережения в зависимости от скорости вращения коленвала;
  • включённый в цепь высокого напряжения резистор занимается подавлением радиопомех;
  • подвижная пластина с подшипником служит площадкой крепления контактной группы прерывателя;
  • конденсатор, включённый параллельно контактам, решает 2 задачи — снижает искрообразование на контактах и значительно усиливает импульс, вырабатываемого катушкой.

Регулятор с вакуумной мембраной действует от разрежения, передаваемого пот трубке от карбюратора

Следует отметить важный момент: ручной октан-корректор встречается только на старых версиях трамблёров Р-125. Впоследствии конструкция изменилась — вместо колесика появился автоматический вакуум-корректор с мембраной, действующей от разрежения двигателя.

Камера нового октан-корректора соединена трубкой с карбюратором, тяга подключена к подвижной пластине, где расположены контакты прерывателя. Величина вакуума и амплитуда срабатывания мембраны зависит от угла открытия дроссельных заслонок, то есть, от текущей нагрузки на силовой агрегат.

Передающееся по трубке разрежение заставляет мембрану поворачивать площадку с контактной группой

Немного о работе центробежного регулятора, размещённого на верхней горизонтальной площадке. Механизм состоит из центрального рычага и двух грузиков с пружинами. Когда вал раскручивается до высоких оборотов, грузики под действием центробежных сил расходятся в стороны и поворачивают рычаг. Прерывание цепи и образование разряда начинается раньше.

Грузики регулятора при повышении оборотов расходятся в стороны, угол опережения автоматически увеличивается

Характерные неисправности

Проблемы с распределителем зажигания проявляются одним из двух способов:

  1. Двигатель работает нестабильно — вибрирует, «троит», периодически глохнет. Резкое нажатие педали газа вызывает хлопок в карбюраторе и глубокий провал, теряется разгонная динамика и мощность мотора.
  2. Силовой агрегат не заводится, хотя иногда «подхватывает». Возможны выстрелы в глушитель или воздушный фильтр.

Во втором случае неисправность обнаружить проще. Список причин, ведущих к полному отказу, относительно небольшой:

  • пришёл в негодность конденсатор либо резистор, находящийся в бегунке;
  • обрыв провода цепи низкого напряжения, проходящего внутри корпуса;
  • треснула крышка трамблёра, куда подсоединяются высоковольтные провода от свечей;
  • вышел из строя пластиковый бегунок — ротор с подвижным контактом, прикрученный к верхней опорной площадке и закрывающий центробежный регулятор;
  • заклинил и разломился основной вал.

Перегоревший резистор нарушает цепь высокого напряжения, искра к свечам не подается

Перелом валика ведёт к полному отказу мотора ВАЗ 2106. Причём обломок со шлицами остаётся внутри ведущей шестерни, как это случилось на моей «шестёрке». Как выйти из ситуации, находясь в дороге? Я снял трамблёр, приготовил кусочек смеси «холодная сварка» и прилепил его к длинной отвёртке. Затем опустил конец инструмента в отверстие, прижал к обломку и дождался, пока химический состав затвердеет. Осталось лишь аккуратно извлечь отвёртку с куском вала, прилипшим к «холодной сварке».

Причин нестабильной работы бывает гораздо больше, поэтому диагностировать их сложнее:

  • пробой изоляции крышки, истирание её электродов либо центрального угольного контакта;
  • рабочие поверхности контактов прерывателя сильно подгорели или засорились;
  • износился и разболтался подшипник, на котором поворачивается опорная пластина с контактной группой;
  • растянулись пружинки центробежного механизма;
  • вышла из строя диафрагма автоматического октан-корректора;
  • внутрь корпуса проникла вода.

Изношенные контакты становятся неровными, поверхности прилегают неплотно, возникают сбои в работе зажигания

Резистор и конденсатор проверяется с помощью тестера, пробитая изоляция крышки и бегунка обнаруживается без всяких приборов. Подгоревшие контакты хорошо заметны невооружённым глазом, как и растянутые пружины грузиков. Подробнее способы диагностики описываются в следующих разделах публикации.

Инструменты и подготовка к разборке

Чтобы самостоятельно отремонтировать трамблёр ВАЗ 2106, необходимо подготовить простой набор инструментов:

  • 2 плоских отвёртки с нешироким шлицем — обычная и укороченная;
  • набор малых рожковых ключей размерами 5—13 мм;
  • пассатижи, круглогубцы;
  • пинцет технический;
  • щуп 0,35 мм;
  • молоточек и тонкая металлическая наставка;
  • плоский надфиль, мелкая наждачная бумага;
  • ветошь.

Аэрозольная жидкость WD-40 прекрасно удаляет влагу, растворяет загрязнения и ржавчину

Если планируется полная разборка распределителя, рекомендуется запастись аэрозольной смазкой типа WD-40. Она поможет вытеснить лишнюю влагу и облегчит раскручивание мелких резьбовых соединений.

В процессе ремонта могут понадобиться дополнительные приспособления и материалы — мультиметр, слесарные тиски, пассатижи с заострёнными губками, моторное масло и так далее. Для ведения работ создавать особые условия не придётся, ремонтировать трамблёр можно в обычном гараже либо на открытой площадке.

Сильно подгоревшие контакты сподручнее зачищать алмазным надфилем

Чтобы при сборке не возникло проблем с настройкой зажигания, рекомендуется перед снятием элемента зафиксировать положение бегунка согласно инструкции:

  1. Отщёлкните зажимы и демонтируйте крышку, отодвиньте её в сторону вместе с проводами. Пружинные фиксаторы крышки не всегда легко разблокировать, лучше помогать плоской отвёрткой
  2. Поставив рычаг КПП в нейтральное положение, кратковременно включите стартер, наблюдая за распределителем. Цель — повернуть бегунок перпендикулярно мотору.
  3. Поставьте на клапанной крышке двигателя метки, соответствующие положению бегунка. Теперь можно спокойно откручивать и снимать трамблёр. Перед демонтажем распределителя поставьте напротив бегунка 2 риски мелом, чтобы запомнить его положение

Для демонтажа распределителя нужно отсоединить вакуумную трубку от мембранного блока, отключить провод катушки и раскрутить ключом 13 мм единственную гайку крепления.

Корпус распределителя прижимает к блоку одна гайка под ключ 13 мм

Проблемы с крышкой и бегунком

Деталь изготовлена из прочной диэлектрической пластмассы, в верхней части находятся вывода — 1 центральный и 4 боковых. Снаружи к гнёздам подключаются высоковольтные провода, изнутри клеммы контактируют с вращающимся бегунком. Центральный электрод представляет собой подпружиненный угольный стержень, соприкасающийся с латунной площадкой ротора.

К центральному выводу подсоединяется катушка, к боковым — кабели от свечей зажигания

Высокопотенциальный импульс от катушки подаётся на центральный электрод, проходит через контактную площадку бегунка и резистор, затем уходит к нужному цилиндру посредством боковой клеммы и бронепровода.

Чтобы выявить неполадки крышки, трамблёр снимать не обязательно:

  1. С помощью отвёртки откиньте 2 стальных зажима и снимите деталь.
  2. Отключите все кабели, вытянув из гнёзд.
  3. Внимательно изучите корпус крышки на предмет трещин. Если таковые обнаружатся, деталь однозначно меняется.
  4. Изучите состояние внутренних клемм, сотрите со стенок графитную пыль. Слишком истёртые площадки могут плохо контактировать с бегунком и подгорать. Очистка поможет временно, запчасть лучше поменять.
  5. Подпружиненный «уголёк» в центре должен свободно ходить в гнезде, трещины и сколы недопустимы. Графитовый стержень обеспечивает надёжный контакт между бегунком и центральным проводом от катушки

Не бойтесь перепутать высоковольтные кабели при отключении. Сверху на крышке проставлены номера цилиндров, по которым легко сориентироваться.

Пробой изоляции между двумя контактами диагностируется так:

  1. Выверните любую свечу (или возьмите запасную), снимите крышку и отсоедините все бронепровода, кроме центрального.
  2. Свечу закрепите к массе авто и с помощью второго провода соедините с первым боковым электродом на крышке.
  3. Вращайте стартер. Если на электродах свечи появится искра, между боковой и основной клеммой есть пробой. Повторите операцию на всех 4 контактах. Пробой изоляции обычно возникает между двумя электродами крышки — центральным и одним из боковых

Не зная подобных тонкостей, я обращался в ближайший автомагазин и покупал новую крышку с условием возврата. Аккуратно менял детали местами и запускал мотор. Если холостой ход выравнивался, оставлял запчасть на машине, в противном случае возвращал продавцу.

Неисправности бегунка аналогичны — истирание контактных площадок, трещины и пробой изоляционного материала. Кроме того, между контактами ротора установлен резистор, нередко выходящий из строя. В случае перегорания элемента высоковольтная цепь разрывается, искра на свечи не подаётся. При обнаружении чёрных следов на поверхности детали необходима её диагностика.

Во избежание удара током не подносите кабель от катушки вручную, примотайте его скотчем к деревянной палочке

Важное замечание: когда бегунок приходит в негодность, искра отсутствует на всех свечах. Пробой изоляции диагностируется с помощью высоковольтного кабеля, идущего от катушки. Вытащите конец провода из крышки, поднесите к центральной контактной площадке бегунка и проверните коленвал стартером. Появился разряд — значит, изоляция пробита.

Проверить резистор просто — замерьте сопротивление между клеммами мультиметром. Нормальным считается показатель от 5 до 6 кОм, если значение больше либо меньше, замените сопротивление.

Видео: как проверить работоспособность бегунка

Устранение неполадок контактной группы

Поскольку при размыкании между поверхностями контактов проскакивает искра, рабочие плоскости постепенно изнашиваются. Как правило, на подвижной клемме образуется выступ, а на статичной — углубление. В результате поверхности плохо прилегают, искровой разряд ослабевает, мотор начинает «троить».

Деталь с небольшой выработкой восстанавливается путём зачистки:

  1. Снимите крышку распределителя, не отсоединяя кабелей.
  2. С помощью отвёртки раздвиньте контакты и просуньте между ними плоский надфиль. Задача — удалить нарост подвижной клеммы и максимально выровнять статичную.
  3. После зачистки надфилем и мелкой шкуркой протрите группу ветошью или продуйте компрессором.

Первичную очистку лучше производить надфилем, чтобы выровнять площадки контактов

В магазинах можно отыскать запчасти с модернизированными контактами — по центру рабочих поверхностей выполнены отверстия. На них не образуется углублений и наростов.

Если клеммы износились до предела, группу лучше поменять. Иногда поверхности деформируются до такой степени, что не получается настроить зазор — щуп вставляется между бугром и углублением, по краям остаётся слишком большой просвет.

Операция выполняется прямо на автомобиле, без демонтажа самого трамблёра:

  1. Отсоедините и уберите крышку с проводами. Крутить стартер и настраивать метки не нужно.
  2. Короткой отвёрткой ослабьте винтик крепления провода и отключите клемму.
  3. Открутите 2 винта, прижимающих деталь к металлической пластине, снимите прерыватель. Контактная группа прикручивается двумя винтами, третий служит для крепления клеммы

Установка контактов не представляет сложности — прикрутите новую группу винтами и подсоедините провод. Дальше — настройка зазора 0,3—0,4 мм, выполняемая с помощью щупа. Нужно немного провернуть стартер, чтобы кулачок нажал на пластину, потом настроить зазор и зафиксировать элемент регулировочным винтом.

Зазор считается правильно отрегулированным, если щуп 0,35 мм свободно двигается между контактами

Если рабочие плоскости подгорают слишком быстро, стоит проверить конденсатор. Возможно, он пересох и плохо выполняет свою функцию. Второй вариант — низкое качество изделия, где размыкающиеся поверхности стоят со смещением либо изготовлены из обычного металла.

Замена подшипника

В трамблёрах роликовый подшипник применяется для правильной работы октанового корректора. Элемент совмещён с горизонтальной площадкой, куда прикреплена контактная группа. К выступу этой площадки присоединена тяга, идущая от вакуумной мембраны. Когда разрежение от карбюратора начинает перемещать диафрагму, тяга поворачивает площадку вместе с контактами, корректируя момент искрообразования.

Внутренняя обойма подшипника составляет одно целое с площадкой, куда крепится контактная группа

В процессе эксплуатации на подшипнике возникает люфт, увеличивающийся по мере износа. Площадка вместе с контактной группой начинает болтаться, размыкание происходит самопроизвольно, причём с малым зазором. В результате двигатель ВАЗ 2106 работает очень нестабильно в любом режиме, теряется мощность, возрастает потребление бензина. Подшипник не ремонтируется, только меняется.

Люфт подшипникового узла определяется визуально. Достаточно открыть крышку распределителя и рукой покачать контактный прерыватель вверх-вниз.

Замена выполняется в таком порядке:

  1. Снимите трамблёр с автомобиля, отключив провод катушки и открутив гайку крепления ключом 13 мм. Не забудьте подготовиться к демонтажу — поверните бегунок и сделайте меловые пометки, как описывалось выше.
  2. Демонтируйте контактную группу, открутив 3 винта — два крепёжных, третий держит клемму.
  3. Пользуясь молоточком и тонкой наставкой, выбейте стопорный стержень из маслоотражающей муфты. Снимите последнюю с вала, не потеряв второй шайбы. Чтобы снять вакуумный блок, нужно вытащить вал, удалить стопорное кольцр и разблокировать тягу
  4. Извлеките вал вместе с бегунком из корпуса.
  5. Отсоедините от подвижной площадки тягу октанового корректора и открутите мембранный блок.
  6. Поддевая пластину с обеих сторон отвёртками, вытащите изношенный подшипник. После демонтажа вала и вакуумного блока подшипник легко вынимается с помощью отвёртки

Монтаж нового элемента ведётся в обратной последовательности. Перед установкой внутренности трамблёра желательно хорошенько вычистить. Если на валике образовалась ржавчина, удалите её наждачной бумагой и смажьте чистую поверхность моторным маслом. Когда вставите вал во втулку корпуса, не забудьте отрегулировать контакты по щупу.

При установке распределителя сохраняйте первоначальное положение корпуса и бегунка. Запустите двигатель, ослабьте гайку крепления элемента и поворотом корпуса добейтесь наиболее стабильной работы. Затяните крепление и проверьте «шестёрку» на ходу.

Видео: как правильно поменять подшипник без выставления меток

Прочие неисправности

Когда двигатель категорически отказывается запускаться, следует проверить работоспособность конденсатора. Методика простая: усадите за руль помощника, снимите крышку распределителя и дайте команду вращать стартер. Если между контактами проскакивает едва заметная искра либо таковой вообще не наблюдается, смело покупайте и ставьте новый конденсатор — старый больше не может обеспечить требуемую энергию разряда.

Любой опытный водитель, эксплуатирующий «шестёрку» с механическим трамблёром, возит запасной конденсатор и контакты. Указанные запчасти стоят копейки, но без них машина не поедет. Убедился в этом на личном опыте, когда пришлось искать конденсатор в чистом поле — помог проезжавший водитель «Жигулей», отдавший мне собственную запасную деталь.

Клемма конденсатора расположена снизу корпуса и откручивается рожковым ключиком 7 мм

Владельцам ВАЗ 2106 с контактным трамблёром досаждают и другие мелкие неприятности:

  1. Растягиваются пружины, удерживающие грузики центробежного корректора. Появляются небольшие провалы и рывки в момент разгона машины.
  2. Аналогичные симптомы наблюдаются в случае критического износа вакуумной диафрагмы.
  3. Иногда автомобиль глохнет без видимых причин, как будто выдернули основной провод зажигания, а потом нормально запускается и работает. Проблема кроется во внутреннем проводке, который переломился и периодически разрывает цепь питания.

Скобы для крепления пружин центробежного регулятора легко разгибаются пассатижами

Менять растянутые пружинки не обязательно. Открутите 2 винта крепления бегунка и с помощью пассатижей отогните скобки, куда закреплены пружины. Порванную мембрану отремонтировать нельзя — нужно снимать узел и ставить новый. Диагностика проста: отключите от карбюратора вакуумную трубку и втягивайте через неё воздух ртом. Исправная диафрагма посредством тяги начнёт поворачивать пластину с контактами.

Видео: полная разборка распределителя зажигания ВАЗ 2101—2107

Устройство и ремонт бесконтактного трамблёра

Устройство распределителя, действующего совместно с системой электронного зажигания, идентично конструкции механического трамблёра. Здесь также имеется пластина с подшипником, бегунок, центробежный регулятор и вакуумный корректор. Только вместо контактной группы и конденсатора установлен магнитный датчик Холла плюс металлический экран, закреплённый на валу.

В бесконтактном распределителе главную роль играет магнитный датчик, посылающий сигналы коммутатору

Как функционирует бесконтактный трамблёр:

  1. Датчик Холла и постоянный магнит расположен на подвижной площадке, между ними вращается экран с прорезями.
  2. Когда экран перекрывает поле магнита, датчик бездействует, напряжение на выводах нулевое.
  3. При повороте валика и прохождении прорези магнитное поле достигает поверхности датчика. На выходе элемента появляется напряжение, передающееся электронному блоку — коммутатору. Последний даёт сигнал катушке, вырабатывающей разряд, поступающий на бегунок трамблёра.

В электронной системе зажигания искрообразованием занимается коммутатор и катушка, трамблёр только определяет момент подачи разряда на свечи

В электронной системе ВАЗ 2106 используется другой тип катушки, способной работать совместно с коммутатором. Переделать обычный распределитель на контактный тоже нельзя — не получится установить вращающийся экран.

Бесконтактный распределитель более надёжен в работе — датчик Холла и подшипник приходят в негодность гораздо реже из-за отсутствия механической нагрузки. Признак поломки измерителя — отсутствие искры и полный отказ системы зажигания. Замену произвести легко — нужно разобрать трамблёр, открутить 2 винтика крепления датчика и вытащить из паза соединительный разъем.

Магнитный датчик крепится двумя винтами к площадке подшипника

Неисправности остальных элементов трамблёра аналогичны старой контактной версии. Методы устранения неполадок подробно описываются в предыдущих разделах.

Видео: замена датчика Холла на классических моделях ВАЗ

О приводном механизме

Для передачи крутящего момента валу трамблёра на «шестёрке» применяется косозубая шестерня, вращаемая цепью ГРМ (в просторечии – «кабанчик»). Поскольку элемент расположен горизонтально, а валик распределителя — вертикально, между ними стоит посредник — так называемый грибок с косыми зубьями и внутренними шлицами. Эта шестерёнка одновременно крутит 2 вала — масляного насоса и трамблёра.

Привод трамблёра состоит из двух передаточных шестерёнок с косыми зубьями

Оба передаточных звена – «кабанчик» и «грибок» рассчитаны на длительный срок службы и меняются в процессе капитального ремонта двигателя. Первая деталь снимается после разборки цепного привода ГРМ, вторая вытаскивается через верхнее отверстие в блоке цилиндров.

Трамблёр ВАЗ 2106, оснащённый контактным прерывателем, – довольно сложный агрегат, состоящий из множества мелких деталей. Отсюда ненадёжность в работе и постоянные сбои системы искрообразования. Бесконтактная версия распределителя создаёт проблемы гораздо реже, но по эксплуатационным характеристикам все равно недотягивает до современных модулей зажигания, в которых отсутствуют движущиеся детали.

Распределитель зажигания (трамблер) снимают с автомобиля ваз 2106 для ремонта или замены.
На двигателе модели ваз 2106 установлен трамблер типа 30.3706.
Для отличия от трамблеров других моделей на хвостовике сделана метка (кольцевая проточка).
Для снятия трамблера с автомобиля ваз 2106 вам потребуются: свечной ключ, бородок, два ключа «на 7», ключ «на 13», отвертка.
1. Снимите наконечник со свечи первого цилиндра и выверните ее.
2. Закройте пальцем свечное отверстие.
3. Поверните коленвал до начала такта сжатия в 1-м цилиндре (через свечное отверстие начнет выходить воздух). Затем, продолжая поворачивать коленвал, совместите метку г на шкиву коленвала (выделена мелом) со средней меткой б (если вы применяете бензин с октановым числом 92 или 95) или удлиненной меткой в (если вы применяете бензин с октановым числом ниже 92). Установите на место свечу зажигания 1-го цилиндра и подсоедините к ней высоковольтный провод.
4. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора угла опережения зажигания.
5. Выньте высоковольтные провода из гнезд крышки трамблера.
6. Отверните гайку крепления трамблера, снимите пружинную шайбу и пластину.
7. Снимите трамблер с двигателя.