Гидроудар

Что такое гидроудар двигателя машины и как его избежать

Ничто не останавливает водителей от скоростного преодоления глубоких «озер», что образуются во впадинах дорог каждую весну. Подняв волну брызг, шофер приближает весну в своем сердце. Но невинная забава родом их детства может привести к очень плачевным последствиям — двигатель, нахлебавшись, замрет навсегда. И сделает это со страшным звуком, который потом будет приходить в ночных кошмарах. Чтобы не заплатить за брызги, нужно быть крайне осторожным на весенней дороге.

Для начала немного теории: как известно из школьного курса физики, сжать воду не получится. А теперь перенесем наши знания на дорогу: водитель проезжает лужу, поднимая перед собой стену воды, которая в свою очередь через низкорасположенный воздушный фильтр попадает напрямую в цилиндры. Поршень, который в этот момент по команде педали газа двигается со скоростью 6000 оборотов в минуту, на полном ходу врезается в воду. Которая не сжимается. При обильном «всасывании» жидкости, пространство над поршнем может заполнится настолько, что тому просто некуда будет подниматься, а вся энергия обрушится на шатун.

Удар будет такой силоы, что тряхнет весь автомобиль: ведет головку блока цилиндров, рвется цепь или ремень ГРМ, страдает даже толстенный коленвал.

Симптомы гидроудара двигателя

  1. Первым делом необходимо искать влагу в двигателе. Наиболее часто она появляется в коллекторе. В случае если нет возможности снять коллектор, то следует осмотреть воздушный фильтр. Если фильтр мокрый или искореженный, то значит, случился гидроудар силового агрегата. Поисками воды следует занимать сразу после возникновения поломки, так как жидкость быстро высохнет в горячем двигателе.
  2. Если снять ГБЦ, можно обнаружить, что полоса нагара на залитом поршне значительно больше, чем у всех остальных поршней. Это связано с тем, что поршень не поднимается до конца из-за искривленного шатуна и полоса нагара начинает расти.
  3. Следующий момент связан также с нагаром на поршнях. При искривленном шатуне, поршень перемещается ближе к одной из сторон цилиндра. В результате этого полоса нагара сильно смешается в сторону на стенке цилиндра.
  4. На стенках цилиндра и поршня с одной стороны появляются многочисленные потертости и царапины.
  5. В результате гидроудара шатун может сломаться, а может и всего лишь немного изогнуться. Поэтому при разборке двигателя по поводу этой поломки необходимо осматривать поршень очень внимательно. Как правило, шатун изгибается около поршня.
  6. В поврежденном цилиндре можно обнаружить большое количество нагара по сравнению со всеми остальными цилиндрами.
  7. Если дошло до того, что пришлось разобрать мотор, то можно обнаружить, что одни из вкладышей коленвала будет изношен больше всех остальных. Это происходит из-за неравномерной нагрузки на коленчатый вал, создаваемой поршнями.

Перечисленные признаки по отдельности не встречаются. Если произошел гидравлический удар, то при ремонте обнаружиться сразу целая группа данных симптомов.

Последствия гидроудара двигателя

В случае если удар жидкостью произошел на холостом ходу машины, то двигатель просто напросто заглохнет. При этом серьезных повреждений можно избежать.

Однако если мотор работал на высоких оборотах и произошел гидравлический удар поршня, то избежать серьезных повреждений деталей не удастся. В-первую очередь деформации будут подвержены шатуны и сам поршень, вкладыши коленвала и сам коленчатый вал.

Восстановлению мотор не подлежит, если в случае гидравлического удара поршень пробивает стенки цилиндра. Также поршень может просто заклинить в гильзе.

Важно! Дизельные двигатели ломаются более серьезно при гидравлическом ударе. Это связано с тем, что камера сгорания у них меньше, а степень сжатия топлива более высокая.

В случае движения на средних оборотах мотора, последствия гидравлического удара менее значительные, а иногда и вовсе можно избежать поломок. Однако если поломка все же произошла, то она, скорее всего, будет связана небольшим изгибом шатуна, что приведет к постоянному задеванию поршнем противовеса коленчатого вала. Постоянная деформация узлов будет неизбежно способствовать их выходу из строя.

Кроме этого, будет страдать и другие детали мотора, такие как: цепи, ремни, ролики и прочее. Стоит отметить, что коленчатый вал при таком ударе страдает в последнюю очередь. Он может сломаться, если гидравлический удар произошел и ему не придали значения. Постепенная деформация при высоких нагрузках со временем приведет к его поломке.

Таким образом, если машина ехала под ливнем или преодолевала водную преграду, и вдруг силовой агрегат начал стучать и заглох, то не следует его насиловать и заводить, чтобы не усугубить ситуацию.

Предупреждение гидравлического удара

Для того чтобы машина не сломалась от жидкостного удара, не следует на ней заезжать в ямы и водоемы выше середины колес. При резком погружении в глубокую яму вода может попасть в воздухозаборник, что приведет к гидравлическому удару. При попадании воды в двигатель, его следует сразу заглушить. Также необходимо следить за целостностью воздуховодов на силовом агрегате.

При необходимости езды по водоемам, на двигатель необходимо установить шноркель. Данные устройства имеют два канала. Одни канал предназначен для подвода воздуха к силовому агрегату, а второй для отвода выхлопных газов. Шноркели устанавливаются на транспортное средство в вертикальном положении, что препятствует попаданию в мотор воды.

Шноркели заводами устанавливаются на внедорожники или машины типа амфибий. Автовладельцы легковых автомобилей также устанавливают шноркели на двигатели. На некоторые модели можно подобрать заводские детали, а для второй части приходится делать уникальные. Как правило, шноркели устанавливают под крылья, на максимально возможной высоте, а это примерно 80-100 см.