Дэу матиз система охлаждения

РАЗДЕЛ 1D
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Внимание! Отключить отрицательный кабель батареи перед снятием или установкой любых электрических узлов или при возможном контакте инструментов или оборудования с оголенными электрическими клеммами. Отключение кабеля поможет избежать травм и механических повреждений. Кроме того, если не указано иное, зажигание должно находиться в положении B. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Общие технические характеристики

Применение Описание Агрегат Стандарт Предел
. . . 0,8 л 1,0 л
Система охлаждения Тип охлаждения Принудительная подача воды Циркуляция
Охлаждающая жидкость Производительность охлаждения л/qt 4.0/4.23 4.2/4.44
Термостат Тип термостата С чувствительным элементом
Температура (приоткрыт) °С (°F) 82 (180)
Температура (полностью открыт) °С (°F) 95 (203.4)
Температура (полностью закрыт) °С (°F) 80 (176.4)
Ход (полностью открыт) мм (in.) Мин. 8 (0,32)
Электровентилятор системы охлаждения Тип вентилятора системы охлаждения электрический
Номер лопасти ЕА 5
Диаметр вентилятора системы охлаждения мм (дюймы) 322 (12.7)
Температура включения на низких оборотах °С (°F) 93 (199.8)
Температура выключения на низких оборотах °С (°F) 90 (194.4)
Температура включения на высоких оборотах °С (°F) 100 (212.4)
Температура выключения на высоких оборотах °С (°F) 97 (207)
Расширительный бачок Давление открытия запорного клапана кПа (psi) 120-160 (17.4-23.2)
Давление открытия вакуумного клапана кПа (psi) 10 (1.5)
Насос охлаждающей жидкости Тип насоса охлаждающей жидкости центробежный
Диаметр крыльчатки мм (in.) 60 (2.36)
Номер лопасти крыльчатки ЕА 7
Радиатор Тип радиатора С гориз. располож. трубок
Ширина сердцевины мм (in.) 458 (18.03)
Высота сердцевины мм (in.) 317 (12.5)
Глубина сердечника (стандарт/сверхмощн.) мм (in.) 16 (0.63)

Моменты затяжки резьбовых соединений

Применение Н•м lb-ft lb-in
Винт трубы для охлаждающей жидкости 8 — 15 71 — 130
Винт электровентилятора системы охлаждения в сборе 3.5 — 4.5 31 — 40
Винт/гайка корпуса распределителя зажигания 8 — 12 71 — 106
Винт кронштейна радиатора 3.5 — 4.5 31 — 40
Винт корпуса термостата 8 — 15 71 — 130
Винт крышки водовпускного отверстия 8 — 12 71 — 106
Винт/гайка насоса охлаждающей жидкости 9 — 12 80 — 106
Резьбовая шпилька насоса охлаждающей жидкости 9 — 12 80 — 106

РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ Радиатор/вентилятор и шланг для охлаждающей жидкости (0,8 л/1,0 л)

  1. Радиатор в сборе
  2. Нижний шланг радиатора
  3. Шланг расширительного бачка
  4. Расширительный бачок
  5. Крышка расширительного бачка
  6. Выпускной шланг корпуса дроссельной заслонки
  7. Впускной шланг корпуса дроссельной заслонки
  8. Обратный шланг расширительного бачка
  9. Крышка водовпускного отверстия
  10. Впускной шланг обогревателя
  11. Выпускной шланг обогревателя
  12. Обратный шланг для охлаждающей жидкости радиатора
  13. Корпус распределителя зажигания
  14. Термостат
  15. Верхний шланг радиатора
  16. Верхнее крепление радиатора
  17. Верхний амортизатор радиатора
  18. Нижний амортизатор радиатора
  19. Вентилятор системы охлаждения

ДИАГНОСТИКА Проверка на утечку охлаждающей жидкости

  1. После того, как двигатель остынет, снять крышку расширительного бачка.
  2. Проверить уровень охлаждающей жидкости.
  3. Установить подходящий прибор для проверки герметичности в системе охлаждения (b) в заливной горловине расширительного бачка с помощью переходника (а) и поднять давление (110-120 кПа (16,0-17,4 фунта/кв. дюйм)).
  4. В течение 2 минут проверить, нет ли утечки охлаждающей жидкости через шланги и соединения.
  5. При обнаружении утечки заменить детали или восстановить надежность соединений.

Проверка пробки расширительного бачка Крышка расширительного бачка (с) оснащена напорным клапаном (d) и вакуумным клапаном (е). Поэтому в крышке расширительного бачка поддерживается необходимое давление. Также крышка расширительного бачка защищает систему от высокого давления открытием напорного клапана и защищает шланги охлаждающей жидкости от стягивания в результате воздействия вакуума.

  1. Смойте загрязнения с пробки расширительного бачка и седла вакуумного клапана для пробки расширительного бачка.
  2. Проверьте повреждения или деформацию вакуумного клапана для пробки расширительного бачка. Если найдены повреждения или деформация, замените крышку.
  3. Установить подходящий прибор для проверки герметичности в системе охлаждения (b) в крышке с помощью переходника (а).
  4. Отвести в открытое положение дыхательный клапан. Если пробка расширительного бачка имеет плохую герметичность, замените пробку расширительного бачка.
  5. Подать давление на крышку от 90 до 120 кПа (от 13 до 17 фунтов/кв. дюйм).
  6. Подождите 10 секунд и проверьте давление, отображаемое манометром пробки бачка.
  7. Если давление, отображаемое прибором, падает ниже 80 кПа (11,6 фунта/кв. дюйм), заменить крышку расширительного бачка.

Проверка термостата

  1. Снять термостат (f) с автомобиля. Следуйте пункту «Термостат» в этом разделе.
  2. Убедитесь, что пружины клапана сжата, когда термостат полностью закрыт. Если пружина не сжата, замените термостат.
  3. Подвесьте термостат и термометр в поддон со смесью 50/50 этиленгликоля и воды. Не позволяйте термостату и термометру находиться у дна поддона, потому что неравномерная концентрация тепла у дна может отразиться на корректности измерения температуры.
  4. Нагрейте поддон горелкой.
  5. Используйте термометр для измерения температуры нагретого раствора.
  6. Термостат должен начать открываться при 82°С (180°F) и должен полностью открыться при 95°С (203,4°F), а полностью закрыться при 80°С (176,4°F). Если термостат не открывается и не закрывается при такой температуре, его нужно заменить. Также ход стержня термостата из первоначально открытого в полностью открытое положение должен составлять 8 мм (0,32 дюйма).

Диагностика системы охлаждения

СОСТОЯНИЕ Вероятная причина Устранение
Перегревы двигателя Потеря охлаждающей жидкости. Добавьте охлаждающую жидкость.
Слабый раствор охлаждающей жидкости. Раствор охлаждающей жидкости должен состоять из смеси 50/50 этиленгликоля и воды.
На передней части радиатора присутствует грязь, листья или насекомые. Почистите переднюю сторону радиатора.
Утечка через шланги, насос охлаждающей жидкости, обогреватель, корпус термостата, радиатор, сердечник обогревателя или прокладку головки. Замените поврежденные компоненты.
Неисправен термостат. Замените поврежденный термостат.
Угол опережения зажигания установлен с запаздыванием. Проведите диагностику кода ЕСМ. Проверьте сохранность приводного ремня газораспределительного механизма.
Нарушена работа электровентилятора системы охлаждения. Замените электровентилятор системы охлаждения.
Засорены или загнили шланги радиатора. Замените поврежденные шланги радиатора.
Неисправен насос охлаждающей жидкости. Замените неисправный насос охлаждающей жидкости.
Неисправна крышка расширительного бачка. Замените неисправную пробку расширительного бачка.
Образование трещин или засорение головки цилиндров или блока цилиндров двигателя. Отремонтируйте поврежденную головку цилиндров или поврежденный блок цилиндров.
Неисправен радиатор. Заменить неисправный радиатор.
Утечка охлаждающей жидкости Утечка в радиаторе. Замените поврежденный радиатор.
Утечка в расширительном бачке или через шланг. Заменить расширительный бачок или шланг.
Ослабли или повреждены шланги радиатора, обогревателя или их соединения. Правильно закрепите шланги. Замените шланги или хомуты шлангов.
Утечка через прокладку насоса охлаждающей жидкости. Замените уплотнение насоса охлаждающей жидкости.
Утечка через прокладку насоса охлаждающей жидкости. Замените прокладку насоса охлаждающей жидкости.
Неправильный момент затяжки головки цилиндров. Затяните винты головки цилиндров до заданных значений. Замените прокладку головки цилиндров, если необходимо.
Утечка во впускном коллекторе, через прокладку головки цилиндров, в сердечнике обогревателя. Отремонтируйте или замените компоненты для устранения утечки, если необходимо.
Двигатель не достигает нормальной рабочей температуры или холодный воздух из нагревателя Термостат утратил способность к переключению, находясь в открытом положении, или он другого типа. Установите термостат правильного типа и диапазона нагрева.
Уровень охлаждающей жидкости ниже отметки МИН на расширительном бачке. Добавьте охлаждающую жидкость до обозначенной отметки на расширительном бачке.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Слив и заправка системы охлаждения

    Внимание! Не снимайте заглушку расширительного бачка на горячем двигателе и радиаторе. Горячая жидкость и пар могут выходить под давлением и вызвать ожоги.

  1. Подставьте поддон под автомобиль для слива охлаждающей жидкости.
  2. Слейте охлаждающую жидкость.
  • Снять крышку расширительного бачка (1).
  • Отсоединить нижний шланг радиатора (2).

Внимание! Использованную охлаждающую жидкость хранить в соответствующей емкости и утилизировать с отработанным маслом. Не сливайте использованную жидкость в канализацию. Антифриз из этиленгликоля очень ядовит. Утилизация в канализацию или грунтовые воды может сильно повредить окружающей среде.

  • Присоединить нижний шланг радиатора.
  • Очистить систему охлаждения.
    • Удалите весь шлам и загрязнения из расширительного бачка. И установить расширительный бачок. Следуйте пункту «Расширительный бачок» в этом разделе.

    • Добавить чистую воду в расширительный бачок (2).
  • Дайте двигателю поработать до открытия термостата. Термостат открыт, когда оба шланга радиатора становятся горячими на ощупь.
  • Заглушить двигатель и отсоединить нижний шланг радиатора для слива охлаждающей жидкости.
  • Повторять шаги 3 — 6 до тех пор, пока сливаемая вода не станет чистой и не освободится от охлаждающей жидкости и ржавчины.
  • Примечание: Не используйте смесь с концентрацией более 60 процентов антифриза на 40 процентов воды. Выше этой концентрации возрастает точка замерзания раствора.

  • Заполните систему охлаждения через заглушку расширительного бачка смесью антифриза из этиленгликоля и воды. В смеси должно содержаться минимум 50 процентов антифриза, но не более 60 процентов антифриза при работе в условиях холода.
  • Заправьте охлаждающую жидкость до отметки МАХ на наружной стороне расширительного бачка.
  • Установить на место крышку расширительного бачка.
  • Расширительный бачок Процедура снятия

      Внимание! Во избежание травм нельзя снимать крышку расширительного бачка в момент, когда двигатель и радиатор горячие, потому что из-за нагрева система остается под давлением, и обжигающая жидкость с паром может под давлением выпускаться наружу.

    1. Слейте охлаждающую жидкость двигателя до уровня расширительного бачка.
    2. Снимите расширительный бачок.
    • Освободить зажимы сливных шлангов и отсоединить сливные шланги от расширительного бачка (1).
    • Снять винты (2) расширительного бачка.
  • Вымойте расширительный бачок внутри и снаружи и заглушку расширительного бачка мылом и водой.
  • Тщательно промойте расширительный бачок и заглушку.
  • Проверить расширительный бачок и крышку на наличие трещин и других повреждений.
  • Процедура установки

    1. Установить расширительный бачок на автомобиле.
    • Установите расширительный бачок.

    Затянуть Затянуть винты (а) расширительного бачка до 3,5-4,5 Н•м (31-40 фунто-дюймов).

    • Присоединить сливные шланги к расширительному бачку (1).
  • Закрепить сливные шланги на расширительном бачке хомутами.
  • Электровентилятор системы охлаждения Процедура снятия

    1. Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
    2. Снять узел электровентилятора системы охлаждения.
    • Отсоединить электрический разъем (1) вентилятора системы охлаждения.
    • Выкрутить винты (2).
    • Снять узел электровентилятора системы охлаждения (3).

    Процедура установки

    1. Установить узел электровентилятора системы охлаждения с винтами.
    2. Затянуть Затянуть винты до 3,5-4,5 Н•м (31-40 фунто-дюймов).

    3. Присоедините электрический разъем вентилятора системы охлаждения.
    4. Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.

    Радиатор Процедура снятия

    1. Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
    2. Отсоединить нижний шланг радиатора и слить жидкость из системы охлаждения двигателя. Следуйте пункту «Слив и заправка системы охлаждения» в этом разделе.
    3. Отсоединить верхний шланг радиатора и шланг расширительного бачка.
    • Освободить зажим верхнего шланга радиатора и отсоединить верхний шланг радиатора (1).
    • Освободить зажим шланга расширительного бачка и отсоединить шланг расширительного бачка (2).

  • Снять электровентилятор системы охлаждения. См. «Электровентилятор системы охлаждения» в данном разделе.
  • Снять радиатор.
    • Выкрутить болты (1)
    • Снять опорные кронштейны радиатора (2).
    • Снять радиатор (3).
  • Проверить радиатор на целостность, не засорен ли он, есть ли у него другие повреждения.
  • Важно: В радиаторе все еще находится значительное количество охлаждающей жидкости. Слейте остатки охлаждающей жидкости в сливной поддон.

    Процедура установки

    1. Установить радиатор с крепежными болтами и опорными кронштейнами.
    2. Затянуть Затянуть болты (а) опорных кронштейнов до 3,5-4,5 Н•м (31-40 фунто-дюймов).

    3. Установить электровентилятор системы охлаждения. См. «Электровентилятор системы охлаждения» в данном разделе.

    Термостат Процедура снятия

      Важно: С целью предупреждения травм не снимайте заглушку расширительного бачка на горячем двигателе и радиаторе, поскольку теплота поддерживает давление в системе. Горячая жидкость и пар могут выходить под давлением и вызвать ожоги.

    1. Снять воздушный фильтр в сборе. См. раздел 1В, Механическая часть двигателя с одним распределительным валом верхнего расположения.
    2. Отсоединить нижний шланг радиатора и слить охлаждающую жидкость. Следуйте пункту «Слив и заправка системы охлаждения» в этом разделе.
    3. Отсоедините верхний шланг радиатора.
    4. Снять термостат.
    • Извлечь болты.
    • Снимите корпус термостата.
    • Снять термостат с прокладкой.
  • Проверьте работоспособность термостата. Следуйте пункту «Проверка термостата» в этом разделе.
  • Процедура установки

    1. Установить термостат с винтами и корпусом термостата.
    2. Затянуть Затянуть крепежные винты до 8-15 Н•м (71-130 фунто-футов).

    3. Затяните верхний шланг радиатора на корпусе термостата шланговым хомутом.
    4. Заправьте систему охлаждения двигателя. Следуйте пункту «Слив и заправка системы охлаждения» в этом разделе.
    5. Установить воздушный фильтр в сборе. См. раздел 1В, Механическая часть двигателя с одним распределительным валом верхнего расположения.

    Насос охлаждающей жидкости Процедура снятия

    1. Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.
    2. Отсоединить нижний шланг радиатора и слить охлаждающую жидкость. Следуйте пункту «Слив и заправка системы охлаждения» в этом разделе.
    3. Снимите приводной ремень газораспределительного механизма. См. Часть 1В. «Механическая конструкция двигателя».
    4. Снимите заднюю крышку приводного ремня газораспределительного механизма.

    • Выкрутить болты (1)
    • Снять заднюю крышку приводного ремня газораспределительного механизма (2).

  • Снять насос охлаждающей жидкости.
    • Удалить гайки (1).
    • Выкрутить винты (2).
    • Снять насос охлаждающей жидкости (3).
    • Снять прокладку.

    Примечание: Снять насос охлаждающей жидкости согласно рисунку (а).

    Процедура установки

    1. Установить насос охлаждающей жидкости с новой прокладкой.
    2. Затянуть Затянуть винты и гайки до 9-12 Н•м (80-106 фунто-дюймов) (а).

    3. Установите заднюю крышку приводного ремня газораспределительного механизма.
    4. Затянуть Затянуть винты до 9-12 Н•м (80-106 фунто-дюймов) (b).

    5. Установите приводной ремень газораспределительного механизма. См. Часть 1В. «Механическая конструкция двигателя».
    6. Присоединить нижний шланг радиатора и слить охлаждающую жидкость. Следуйте пункту «Слив и заправка системы охлаждения» в этом разделе.
    7. Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.

    ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И РАБОТА СИСТЕМЫ Общее описание Система охлаждения двигателя обеспечивает температуру двигателя на эффективном уровне во всех рабочих режимах двигателя. Когда двигатель холодный, система охлаждения охлаждает двигатель медленно или не охлаждает совсем. Это медленное охлаждение позволяет двигателю быстро нагреться. В систему охлаждения входит радиатор (а) и вентилятор системы охлаждения (b), термостат с корпусом (с), насос охлаждающей жидкости (d), приводной ремень насоса охлаждающей жидкости и шланг для охлаждающей жидкости. Приводной ремень газораспределительного механизма вращает насос охлаждающей жидкости. Для обеспечения функционирования системы охлаждения все компоненты должны работать надлежащим образом. Насос охлаждающей жидкости подсасывает охлаждающую жидкость из радиатора. Далее охлаждающая жидкость циркулирует, проходя через водяные рубашки в блоке цилиндров и головке цилиндров, водовыпускной корпус (е), корпус дроссельной заслонки (h). Когда охлаждающая жидкость достигает температуры термостата, термостат открывается. Затем охлаждающая жидкость возвращается в радиатор, где она охлаждается. В этой системе охлаждающая жидкость направляется по шлангам к сердечнику обогревателя (f). При это обеспечивается нагрев и размораживание. Расширительный бачок (g) присоединен к радиатору и водовыпускному корпусу для восстановления количества охлаждающей жидкости, вытесненной при расширении в связи с повышением температуры. Расширительный бачок обеспечивает правильный уровень охлаждающей жидкости. В системе охлаждения данного автомобиля нет крышки радиатора и спускного крана. Охлаждающая жидкость доливается в систему через расширительный бачок. Для слива из системы охлаждающей жидкости необходимо отсоединить нижний шланг радиатора и слить охлаждающую жидкость. Радиатор Этот автомобиль имеет алюминиевый радиатор с пластинчатой трубой легкого исполнения. Расширительный бачок Расширительный бачок представляет собой пластиковую емкость, похожую на бачок омывателя ветрового стекла. Расширительный бачок присоединен к радиатору и корпусу дроссельной заслонки шлангом. При работе автомобиля охлаждающая жидкость двигателя нагревается и расширяется. Часть охлаждающей жидкости двигателя, вытесненная при таком расширении, перетекает из радиатора в расширительный бачок. Воздух, находящийся в радиаторе, вытесняется в расширительный бачок. После остановки двигателя охлаждающая жидкость охлаждается и сжимается. Вытесненная охлаждающая жидкость двигателя возвращается назад в радиатор. Это поддерживает необходимый уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и увеличивает эффективность охлаждения. Установите уровень охлаждающей жидкости между отметками MIN и МАХ расширительного бачка на холодной системе.

    Насос охлаждающей жидкости Центробежный насос охлаждающей жидкости с ременным приводом состоит из крыльчатки, приводного вала и ременного шкива. Крыльчатка находится на герметичном подшипнике. Насос охлаждающей жидкости обслуживается как единый узел и поэтому не может быть разобран. Термостат Восковой термостат контролирует расход охлаждающей жидкости двигателя через систему охлаждения двигателя. Термостат (h) установлен в корпусе термостата. Термостат останавливает поток охлаждающей жидкости от двигателя к радиатору, чтобы обеспечить быстрый нагрев и регулировку температуры охлаждающей жидкости. Термостат остается закрытым при низкой температуре охлаждающей жидкости, не допуска циркуляцию охлаждающей жидкости двигателя через радиатор. В это время охлаждающая жидкость двигателя циркулирует только через теплообменник для быстрого и равномерного нагрева. После нагрева двигателя термостат открывается. Это позволяет охлаждающей жидкости двигателя протекать через радиатор, где тепло рассеивается через радиатор. Открывание и закрывание термостата позволяет охлаждающей жидкости двигателя поступать в радиатор и удерживать температуру двигателя в рабочем диапазоне. Восковой элемент в термостате закрыт герметично в металлической оболочке (i). Восковой элемент термостата расширяется при нагреве и сжимается при охлаждении. При работе автомобиля и нагреве двигателя температура охлаждающей жидкости увеличивается. Когда температура охлаждающей жидкости достигает заданного значения, восковой элемент термостата расширяется и давит на металлическую оболочку, заставляя клапан открываться. Это позволяет охлаждающей жидкости двигателя протекать через систему охлаждения двигателя и охлаждать двигатель. При охлаждении воскового шарика его сужение позволяет пружине закрыть клапан. Термостат начинает открываться при температуре 82°С (180°F) и полностью открывается при 95°С (203°F). Термостат закрывается при 80 °С (176°F).

    Электровентилятор системы охлаждения Внимание! Для предупреждения травм держите руки, инструмент и одежду вдали от вентилятора системы охлаждения. Вентилятор электрический и может включиться независимо от того, работает двигатель или нет. Внимание! Если лопатка вентилятора погнута или повреждена каким-либо образом, не пытайтесь починить или повторно использовать поврежденную деталь. Погнутый или поврежденный вентилятор обязательно следует заменить новым. Вентиляторы системы охлаждения установлены за радиатором в моторном отсеке. Электровентиляторы системы охлаждения увеличивают ток воздуха через вентилятор радиатора и через конденсатор на автомобилях, оснащенных кондиционером (A/C). Это позволяет ускорить охлаждение на холостых оборотах или при низких скоростях.

    Размер главного вентилятора — 300 мм (11,8 дюйма) в диаметре, и он снабжен шестью лопастями (k), помогающими пропускать воздух через радиатор и конденсатор. Электродвигатель (j), закрепленный на опоре радиатора, вращает вентилятор. При отключенном кондиционере или у модели без кондиционера

    • Вентилятор системы охлаждения вращается с помощью контроллера ЭСУД, в котором предусмотрено реле низких оборотов вентилятора и реле высоки оборотов вентилятора. На автомобилях, оснащенных кондиционером, также используются последовательные/параллельные реле вентилятора системы охлаждения.
    • Контроллер ЭСУД заставляет вращаться вентилятор системы охлаждения на низких оборотах при установлении температуры охлаждающей жидкости на уровне 93°С (199°F), и на высоких оборотах при температуре 100°С (212°F).
    • Контроллер ЭСУД переключает вентилятор системы охлаждения с высоких оборотов на низкие при 97°С (207°F) и отключает вентиляторы системы охлаждения при 90°C (194°F).

    Кондиционер включен

    • Контроллер ЭСУД включает вентилятор системы охлаждения на высоких оборотах только тогда, когда система кондиционирования воздуха включена независимо от какого-либо состояния.