Датчики ВАЗ 2110

ДМРВ

Управление силовым агрегатом «десятки» осуществляется с помощью ЭСУД — электронной системы. Эта система всегда должна знать, какой объем воздуха необходимо подавать для определенного объема бензина. Два данных параметра тесно связаны друг с другом, так как с их помощью в силовом агрегате мотора формируется горючая смесь с необходимой плотностью. После того, как система определяет нужный объем воздуха, она начинает подбирать соответствующее количество бензина. Что касается регулятора, то он отвечает за объемы всасывания.

Контроллер воздуха для «десятки»

Данный контроллер имеет определенные недостатки, в частности:

  • его работоспособность может быть нарушена в результате воздействия на контроллер влаги;
  • если автомобиль движется на пониженных оборотах, контроллер может выдавать более высокие показатели;
  • как показывает практика, на холостом ходу регулятор воздуха работает не совсем корректно;
  • при запуске силового агрегата могут появляться определенные трудности;
  • силовой агрегат может резко остановиться без причин после увеличенного режима мощности;
  • расход бензина при эксплуатации транспортного средства может быть увеличен.

С недостатками мы разобрались, теперь поговорим о том, как функционирует устройство:

  1. Конструкция контроллера состоит из нескольких чувствительных элементов, установленных непосредственно в самой магистрали, через которую проходит воздушный поток. Один из данных компонентов предназначен для фиксации температуры воздушного потока, а два остальных всегда подогреваются до нужных параметров.
  2. Чтобы правильно определить расход воздушного потока, используется принцип измерения мощности электричества для поддержки нужного уровня температурного режима.
  3. На контроллере регулятора воздуха есть специальная сетки, устанавливаемая в магистрали, предназначенная для фильтрации воздушного потока.
  4. Благодаря этому датчик может передавать необходимые данные на другие регуляторы, предназначенные для активации тех или иных режимов. Впоследствии эти регуляторы либо меняют, либо поддерживают нагрузки.

Датчик температуры ОЖ

Демонтаж регулятора вентилятора на ВАЗ 2110

На ВАЗ 2110 датчики могут использоваться для разных целей, но большинство из них монтируется в моторном отсеке. На 8- или 16-клапанном двигателе датчик вентилятора представляет собой устройство, предназначенное для активации вентилятора. Речь идет непосредственно о вентиляторе, предназначенном для охлаждения горячего двигателя.

Контроллер включается автоматически при достижении силовым агрегатом определенной температуры. Но также он может включаться и при выключенном двигателе. Многих владельцев «десяток» поначалу этот факт может настораживать, однако в этом нет ничего страшного, так что переживать не стоит.

Необходимо выделить достоинства данного контроллера:

  1. Как показала практика, датчик вентилятора является одним из самых надежных устройств транспортного средства, так как в основе его конструкции лежит твердый наполнитель. Когда температура окружающей среды увеличивается, этот наполнитель начинает расширяться.
  2. В конструкции этого устройства также лежит специальный подпружиненный рычаг. Благодаря этому компоненту при работе регулятора не возникают дефекты.
  3. Устройство не позволяет появляться искрам, что особенно важно для обеспечения безопасности автомобиля.
  4. По факту регулятор этого типа сам по себе является надежным. Если вы покупаете качественное устройство, то в будущем заметите, что оно будет функционировать достаточно долго, о необходимости его замены можно будет забыть на ближайшие несколько лет.

Регулятор коленвала

Новый контроллер коленчатого вала для «десятки»

В зависимости от типа автомобиля, на 16- и 8-клапанном двигателе места расположения всех контроллеров могут быть разными. Тем не менее, все эти устройства объединяются в одну функционирующую систему, и регулятор коленчатого вала в этом случае — не исключение. Благодаря этому контроллеру электронная система управления двигателем «десятки» может самостоятельно выявить, в какой момент подавать бензин и искру через свечи зажигания для того, чтобы зажечь горючую смесь. Фактически, конструкция устройства представляет собой магнит, а также катушку из тонкой проводки.

Датчик коленвала имеет определенные преимущества:

  1. Как показывает практика, на «десятках» этот регулятор может работать достаточно долго. Его ресурс эксплуатации не снижается даже в результате использования силового агрегата автомобиля при увеличенных нагрузках.
  2. Регулятор коленвала работает совместно со шкивом этого вала.
  3. Если устройство выходит из строя, запуск двигателя может быть невозможен. Либо же при поломке регулятора параметры оборотов будет снижены до 3.5 тысяч в минуту.

Данный контроллер устанавливается на масляном насосе, фактически на самом верху зубцов вала. Вернее, в одном миллиметре от зубчиков. Подробнее о том, как самостоятельно произвести замену данного контроллера, вы можете узнать из видео ниже (автор ролика — канал В гараже у Сандро).

Указатель температуры ОЖ

Для охлаждения двигателя используется антифриз или охлаждающая жидкость. Чтобы обеспечить правильную работу силового агрегата, для охлаждающей жидкости также предусматривается свой контроллер. По своему функционалу данный регулятор отдаленно напоминает подсос, которым оборудуются 8- и 16-клапанные карбюраторные моторы «десяток» и других транспортных средств. Сам по себе датчик предназначен для мониторинга температуры расходного материала.

Установка нового датчика антифриза

По сути, это устройство также обеспечивает регулировку горючего. Если силовой агрегат работает на холодную и еще не прогрелся, он будет получать больше бензина для нормального функционирования. Показания о температуре охлаждающей жидкости выводятся на контрольный щиток в салоне машины. В соответствии с этими показателями водитель всегда сможет узнать о перегреве агрегата по тому, как стрелка датчика на приборной панели начнет перемещаться в красную зону.

Датчик температуры антифриза периодически выходит из строя, для него характерны следующие неисправности:

  1. Нарушение электрического контакта внутри контроллера, что приводит к его неработоспособности.
  2. Устройство установлено таким образом, что оно может подвергаться воздействию движущихся элементов, в частности, троса педали акселератора. Правильнее даже сказать, что трос воздействует не на сам датчик, а на его провода, которые по факту могут терять изоляцию в результате долгой эксплуатации.
  3. Зачастую регулятор ломается, если вентилирующее устройство начинает функционировать на не прогретом двигателе.
  4. Если мотор перегрелся, то могут возникнуть трудности при его запуске.
  5. Если контроллер температуры расходного материала выходит из строя, это может привести к увеличению расхода бензина. Если вы столкнулись с одной из таких проблем, то для обеспечения нормальной работы двигателя автомобиля необходимо произвести замену контроллера. Подробная инструкция по замене представлена на видео ниже (автор — РЕМОНТ ВАЗ 2110, 2111, 2112).

Датчик фаз

На 8-клапанных двигателях этот датчик не устанавливается, он присутствует только на 16-клапанных версиях «десяток». Основным предназначением контроллера является предоставление необходимых данных системе управления силовым агрегатом. В соответствии с этими данными система определяет, в какой момент времени и куда впрыскивать топливо, в какой конкретно цилиндр. Каждый владелец ВАЗ 2110 должен знать, где располагается данное устройство. Если вы откроете моторный отсек машины, то увидите, что регулятор расположен с правой стороны от горловины для залива моторной жидкости.

В принципе, если регулятор сломается, ничего страшного не случится, если смотреть с точки зрения целостности транспортного средства. Но выход из строя контроллера в любом случае спровоцирует повышение расхода бензина. Это обусловлено тем, что электронная система управления ДВС самостоятельно переведет газораспределительный механизм в резервный режим работы. Соответственно, бензин начнет подаваться сразу на все цилиндры мотора. А в первое время водитель может даже не узнать об этом, пока не произведет диагностику регулятора или замер расхода топлива.

Новый датчик фаз для ВАЗ 2110

Естественно, такая модель отечественного автопрома, как «десятка» — это не самый современный и продвинутый автомобиль в плане электроники. Тем не менее, машины этой модели оснащаются большим количеством разнообразных регуляторов и контроллеров. В этой статье мы рассказали далеко не обо всех устройствах, а только о самых основных, о которых должен знать каждый автомобилист. Более детальную информацию вы сможете найти в других статьях на нашем сайте либо в сервисной книжке к своему автомобилю.

Регулятор холостого хода

Обойтись без вождения на холостом ходу сегодня, в городских условиях, водителю попросту не обойтись. Поэтому каждое авто, в том числе ВАЗ 2110, оборудуется датчиком холостого хода. Некорректная работа или выход из строя данного регулятора будет значительно затруднять вождение, ведь это будет способствовать остановке мотора даже на самых кратковременных остановках. Так что если контроллер выходит из строя, а в автомобилях ВАЗ 2110 это — не редкость, его нужно как можно быстрее менять.

Демонтаж регулятора холостого хода

Основным предназначением регулятора этого типа является поддержка нужных для нормальной работы силового агрегата оборотов. Благодаря устройству водитель всегда может осуществлять кратковременную остановку в результате изменения поступающего объема воздуха. Что касается места расположения, то этот контроллер устанавливается на дроссельной магистрали. В частности, речь идет об анкерном шаговом моторе, который оборудован двумя обмотками.

Когда на одну из обмоток поступает соответствующий сигнал, специальная иголка делает движение вперед на один шаг, и назад — на второй. Благодаря червячной передачи осуществляется вращательное движения устройства, которое производится с помощью шагового моторчика, таким образом, преобразовывая это движение в поступательное. Непосредственно сам шток, а именно его конусной частью, располагается в магистрали, через которую осуществляется подача воздушного потока.

Благодаря функционированию штока система производит настройку холостого хода силового агрегата. Шток от устройства, как сказано выше, может втягиваться либо выдвигаться. В этом случае все зависит от того, какой именно импульс будет подаваться от регулятора. Сам контроллер позволяет корректировать частоту, с которой будет вращаться коленвал мотора при кратковременной остановке машины.

Кроме того, контроллер управляет поступающим воздушным потоком, который передается в обход дросселя в закрытом положении. Когда двигатель прогрет, регулятор, управляя перемещением самого штока, на холостых оборотах позволяет поддерживать необходимую частоту вращения коленвала. При это нагрузка и состояние силового агрегата роли не играют.

Характеристика ДТОЖ

Чтобы форсунки, а также другие элементы схемы ВАЗ 2110 инжектор 16 или 8 клапанов работали в нормальном режиме, ЭСУД считывает показания со многих устройств. На первый взгляд может показаться, что датчик охлаждающей жидкости — это не особо важное для двигателя «десятки» устройство, но это не так. Как включаются устройства, где находятся указатели и какие функции они выполняют — для начала предлагаем ознакомиться с ответами на эти вопросы.

Местонахождение, функции и принцип действия

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой электронное устройство, по сути, это полупроводниковый резистор с отрицательным коэффициентом. Сопротивление контроллера меняется в соответствии с состоянием окружающей среды. Девайс предназначен для контроля температуры при циркуляции расходного материала в системе охлаждения ВАЗ 2110 с дальнейшей передачей полученных данных на приборную панель. Кроме того, это устройство также отвечает за экстренный пуск вентилятора. В ВАЗ 2110 ДТОЖ находится в головке БЦ мотора. Многие автолюбители путают ДТОЖ, называя его датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, но это неверно.

Конструкция контроллера охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 достаточно простая. Чем большим будет температурное воздействие, оказано на девайс, тем меньшим будет его сопротивление. Принцип действия заключается в передаче сигнала от девайса на блок ЭСУД, который, основываясь на этих данных, осуществляет регулировку подачи горючей смеси в цилиндры силового агрегата. До того момента, пока мотор нормально не прогреется, в цилиндры будет поступать более обогащенная горючая смесь.

Способы проверки на работоспособность

Есть несколько способов диагностики контроллера температуры антифриза — визуальный и с помощью тестера. Прежде чем вооружиться мультиметром, следует внимательно осмотреть корпус устройства. Если на нем имеются следы коррозии, отложений или повреждений, это свидетельствует о том, что регулятор нуждается в замене.

Что касается проверки мультиметром, то эта процедура выглядит следующим образом:

  1. Сначала девайс следует снять, для этого нужно просто найти место его установки, отключить питание и выкрутить устройство. Далее, вам потребуется емкость, которую следует залить хладагентом.
  2. Следующим этапом будет нагрев емкости после того, как в нее вы положите ДТОЖ. Но перед этим его следует соединить с щупами тестера. Обратите внимание на то, что при диагностике вы точно должны знать уровень температуры нагрева жидкости, именно это позволит определить работоспособность контроллера. Емкость нагревается, при этом вам нужно будет сравнить полученные показатели с теми, которые указаны в таблице. Сама таблица приведена ниже.
  3. В том случае, если температурный уровень не соответствует номинальному показателю сопротивления либо наоборот, это свидетельствует о неисправности устройства. Слишком высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости также говорит о его поломке. Бывают случаи, что проблему, когда значения выше оптимальных, можно решить путем очистки поверхности девайса, но такие меры, как правило, помогают если отклонение показателей незначительное (автор видео о самостоятельной диагностике ДТОЖ — канал Устройство и ремонт автомобиля).

Возможные неисправности и способы их устранения

О выходе из строя ДТОЖ автовладельцу могут сообщить следующие симптомы:

  1. Слишком низкое качество отработанных газов, что связано с нарушением горючей смеси в цилиндрах.
  2. Увеличился расход горючего, причем ощутимо.
  3. Возникли проблемы в работе силового агрегата. Динамика транспортного средства может снизиться, также ухудшится мощность двигателя в целом.
  4. На приборке могут появиться комбинации ошибок, также ЭБУ может отправить на щиток сигнал о необходимости проверки работоспособности мотора.
  5. Силовой агрегат стало труднее запускать.

При обнаружении первых признаков неполадок многие автолюбители сразу же загоняют свое авто в гараж или на СТО, чтобы поменять контроллер. На практике симптомы неполадок ДТОЖ зачастую связаны с повреждением электроцепи и плохим контактом устройства с бортовой сетью автомобиля. Поэтому, если вы столкнулись с похожей проблемой, в первую очередь мы рекомендуем проверить состояние проводки.

Фотогалерея «Диагностика ДТОЖ»

1. ДТОЖ, подключенный к мультиметру, в екости с антифризом 2. Зависимость температуры (слева), сопротивления (справа)

Замена ДТВС

Снятие ДТВС в ВАЗ 2110

Датчик температуры салона ВАЗ 2110 используется для контроля температурных параметров в авто. Этот контроллер также является передатчиком, связанными с ЭСУД. В холодное время контроллер воздуха ВАЗ передает информацию на ЭБУ, что способствует оптимальной циркуляции воздушного потока по салону авто. Как и в предыдущем случае, неисправность устройства может быть обусловлена проблемами в работе электроцепи, так что не лишним будет проверить и проводку, если контроллер не включается.

Чтобы заменить датчик температуры воздуха салона, нужно выполнить следующие действия:

  1. Машину нужно поставить на стояночный тормоз. Отключите АКБ.
  2. Используя отвертку с плоским наконечником, нужно отодвинуть корпус устройства от места монтажа.
  3. Сначала снимается верхняя часть ДТВС, это позволит обеспечить более удобный демонтаж контроллера. Когда девайс будет демонтирован с фиксаторов, действуйте аккуратно, поскольку вам еще нужно будет его отключить от проводки (два разъема). Сначала проводка отключается, затем извлекается сам ДТВС.
  4. Что касается установки, то это процедура выглядит аналогичным образом, только осуществляется в обратной последовательности. После установки необходимо произвести диагностику работоспособности девайса.

Лада 2110 PhiX ›
Бортжурнал ›
Переход с ДМРВ на ДАД+ДТВ на ВАЗ 2110

Всем привет! Ура, товарищи! Теперь моя десятка на ДАДе.
Всё началось с того, что у меня сдох очередной ДМРВ. За 60т.км сдохло два датчика, что по моему многовато.

Наслушавшись рассказов о чудесной штуке, под названиям ДАД, я загорелся идеей переделки машины на ДАД +ДТВ. Все в один голос утверждали, что на ДАДе мотор отзывается на газ, гораздо лучше чем на ДМРВ. Однако, дальнейшие поиски привели меня на профильные ресурсы настройщиков, на которых утверждалось обратно, а именно, из за особенностей ЭБУ на ДАДе отклик на газ будет хуже.

Я решил, что пока не попробую ДАД на «собственной шкуре» не успокоюсь, по этому в топку ДМРВ.

Первым делом, я убедился, что мой ЭБУ умеет работать с ДАДом.

Как оказалось, не все ЭБУ подходят для переделки на ДАД, оптимальным вариантом будут Январь 5.1 — 2112-1411020-41 и Январь 5.1 — 2111-1411020-61.
Январь-5 2111-71 и 2112-71 не могут работать с ДАД, на остальных вариантах потребуются всякого рода доработки. Мне повезло, у меня оказался 2112-1411020-41.

Так как, со свободным временем у меня сейчас туго, я стал искать человека, который сделает всё работу «под ключ» и в кратчайшие сроки.
Такой человек был найден, но он сразу стал отговаривать меня от этой идеи. Он утверждал, что ДАД будет работать медленнее чем ДМРВ. Я настоял на своем решении, и он таки согласился взяться за работу.
Для перехода на ДАД, использовался самый дешевый и распространенный вариант, ДАД от газели и ДТОЖ в качестве ДТВ. Была идея поставить ДАД, который сразу будет считать избыток, но оказалось, что чем больше диапазон ДАД, тем хуже точность оценки расхода воздуха (больше расход топлива и хуже управление двигателем), поэтому не рекомендуется использовать ДАД с большим диапазоном на городском двигателе без необходимости.

Что нужно для перехода на ДАД:
1. ДТОЖ ВАЗ, будет использован в качестве ДТВ.

2. ДАД от Газели 45.3829

3. Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2112 и разъем к ДАДу.

4. Корпус от неисправного ДМРВ, в него будет вкручен ДТВ.
5. Шланг силиконовый

Всё это дело было собрано и частично откатанно в первый же день. В процессе он-лайн откатки, настройщик, приговорил бензонасос и датчик фаз.

Бензонасос не выдавал нужного давления, после 4000об не мог обеспечить нужное количество топлива. Датчик фаз не работал совсем, и был отключен в старой прошивке. Мотор работал не с фазированным впрыском а с попарно-параллельным.

В конце первого дня, настройщик отдал мне недонастроенную машину, но уже на ДАДе и сказал приехать завтра с новым насосом и датчиком. Машина, просто, адски тупила, я думал если так и останется буду переделывать обратно на ДМРВ.
На следующий день, после замены бензонасоса и датчика фаз, машина поехала как надо. Адский тупеж пропал, но как и говорил настройщик, мотор стал реагировать на газ, с большей задержкой чем с ДМРВ.
Особенно это чувствуется на холодном моторе, когда трогаешься с холостых. Жму газ, отпускаю сцепление, а мотор не успев отозваться на газ стремиться заглохнуть, т.е. нужно нажать на газ подождать долю секунды пока мотор одумается и лишь затем отпускать сцепление. Эта задержка совсем не значительная, но она точно есть.

К этому эффекту быстро привыкаешь, и потом кажется, что мотор работает как надо, но это не так.

ДАД закрепили на моторном щите, разъемом и штуцером вниз, таким образом, чтобы не него не попадала пыль и влага. Этот датчик чувствителен к вибрациям, по этому установка его на двигателе не допустима.

Полный размерДТВ вкручен в корпус ДМРВ.

Мне сразу не понравилась длинна вакуумного шланга, от ресивера до ДАДа, она была больше полуметра.
Курс физики давно забыт и пропит, но теоретически, при таком диаметре шланга, эта длина не скажется на работе ДАДа. Но я, всё таки перенесу ДАД и сделаю шланг по короче.

Цены:
ДАД, ДТОЖ, работа по проводке, онлайн настройка – 4000р

Бензонасос WESSMER 980р
Датчик фаз «Автоэлектроника» 300р.
Прочие расходы 500
Работа по замене насоса, датчика фаз, корректировка настройки ЭБУ -1500р

Итого: 7300р

Ещё немного интересных ссылок по данному вопросу:
rotorman.dtt-motorsport.ru/j5-sport/nastr.htm
www.drive2.ru/l/7158634/
www.drive2.ru/l/288230376152482585/
www.drive2.ru/l/1546383/#post

Вывод.
Машина стала плавне, пропали дерганья при сбросе и нажатии на газ. При сбросе газа стрелка тахометра плавней опускается вниз. Хотя это скорее заслуга прошивки, но факт есть факт.

Мотор стал работать тише, но при этом звук на верхах стал красивее, резче и злее.
Расход упал, пока точно не известно на сколько, раньше БК показывал 14,5л (только город и долгая работа на ХХ), сейчас около 12л в том же режиме. Расход на ХХ был 0.8-0.9л, стал 0.6-0.7л.

Полный размер0.6л/ч на хх

Температуру срабатывания вентилятора охлаждения выставили на 100 градусов.

Динамика в целом не пострадала. Конечно, я надеялся на чудо, что машина после онлайн настройки адово повалит, и при этом не будет жрать, но увы разгон до 100км остался в районе 11сек.

Для сравнения, за 2 недели до этого, на ДМРВ

Пропал подхват на 4000об, точнее он есть, но как то меньше и плавнее. Произошло это по тому, что заметно подтянулась середина.
Мотор стал гораздо быстрее прогревается, раньше смесь была слишком богатой, и мотор с трудом выходил на нужную температуру.

ДАД и ДТВ практически бессмертные, о проблеме с умирающим расходомером можно забыть.

Работоспособность кондиционера полностью сохранена.

ДК отключен, по словам настройщика, он не особо нужен, и в некоторых режимах будет только мешать нужному образованию смеси.

Пока сложно сказать стоит ли, менять ДМРВ на ДАД, со временем, я дополню эту запись новыми впечатлениями.

P.S. Настройщик рассказал почему у меня дохли ДМРВ. Не хватало резинового кольца — прокладки, о которой, я знать не знал.

21083-1130020

Когда, я купил машину, этого кольца там уже не было. При замене ДМРВ на новый, прокладки в комплекте то же не было. Так что, если у Вас, без причины, часто дохнут ДМРВ, не спешите с ДАДом, проверьте эту самую резиночку, вдруг её просто забыли на заводе положить. ))

UPD
В итоге, я освоил настройку моторов самостоятельно, и сам настроил прошивку под ДАД. Машина поехала гораздо лучше, проблема с плохим откликом решена. www.drive2.ru/l/10258642/ www.drive2.ru/l/467302338483192247/