Авто по утилизации

Алгоритм утилизации

Утилизация ТС — его безопасное уничтожение. Машины изготавливают из металла, пластика, стекла, технических жидкостей. Если ее оставить и забыть о ней, со временем вредные вещества начнут попадать в почву и атмосферу.

Утилизация предусматривает безопасную переработку ТС. Автомобиль разбирается сотрудниками специальной организации, материалы сортируются, отправляются на дальнейшую переработку.

Для утилизации автомобиля необходимо:

  1. Снять ТС с учета в ГИБДД. Большинство пунктов приема автотранспортного средства на утиль требуют справку о снятии машины с учета.
  2. Сдать машину в пункт приема. Нужно заключить договор на утилизацию с организацией.

Компаний, которые занимаются утилизацией, довольно много. Услугу предоставляют бесплатно. Но иногда плата взимается за прием ТС с малой массой (менее 800 кг).

Для снятия автомобиля с учета нужны документы:

  • паспорт РФ;
  • свидетельство о регистрации ТС, паспорт ТС, номерные знаки;
  • заявление по установленной форме;
  • автотранспортное средство для осмотра не предоставляют.

Условия утилизации:

  • старение и износ автомобиля;
  • ТС было продано по генеральной доверенности, но новый владелец не является в ГИБДД для переоформления машины на себя (чтобы не платить и далее транспортный налог продавцу своей машины приходится заниматься крайне мерой — процедурой утилизации);
  • угон автомобиля;
  • снятие аварийности на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старой машины.

Помните: если Ваш автомобиль был снят с учета в ГИБДД, Вы более не имеете права им управлять. Перевозите машину только на эвакуаторе.

Далее нужно посетить отделение ГИБДД, получить справку о снятии с учета автомобиля в связи с утилизацией.

Условия снятия авто с государственной регистрации:

  • утилизация по государственной программе;
  • неправомерные действия в отношении машины, угон;
  • если покупатель авто не зарегистрировал на себя автомобиль и не собирается этого делать;
  • выезд из страны на длительное время (далее владелец регистрирует авто в стране проживания).

Порядок оформления процедуры:

  • обратитесь в ГИБДД лично, становитесь в электронную очередь;
  • нет необходимости доставлять старый автомобиль в ГАИ на осмотр;
  • отдаете заполненное заявление, документы;
  • автовладельцу выдают необходимую справку.

Далее утилизировать ТС можно самостоятельно (разобрать и продать на запчасти) или при помощи частной компании, занимающейся утилизацией.

Условия и стоимость услуги уточняются в каждой компании отдельно. Представители попросят предоставить им справку из ГИБДД.

Образец заявления

Рассмотрим образец заполнения заявления на утилизацию автомобиля в ГИБДД:

  • укажите точное название подразделения ГИБДД, куда Вы собираетесь подать документы;
  • ФИО;
  • подчеркните соответствующую формулировку причины прекращения регистрации ТС (в связи с утилизацией);
  • внесите в бланк из паспорта ТС сведения о марке, модели авто, ВИН-номер, государственные знаки, год выпуска;
  • занесите паспортные данные автовладельца, заполните сведения о собственнике;
  • перепишите сведения о ТС в необходимые строки.

Доверенность на утилизацию

Доверенность — необходимый документ для снятия машины с учета, если автовладелец не может посетить отделение ГИБДД сам. Документ должен быть составлен правильно.

В доверенности от юридического лица указывают:

  • номер, дату составления;
  • полное наименование, адрес организации;
  • должность, ФИО доверителя;
  • ФИО, адрес, паспортные данные доверенного лица;
  • регистрационное подразделение ГИБДД, в которое Вы намерены обращаться;
  • данные авто (марка, номерные знаки, VIN-код, год выпуска, номер шасси, кузова, двигателя);
  • свидетельство о регистрации машины, ее паспорт;
  • срок действия (действителен 1 год);
  • подпись доверенного лица, доверителя.

Автовладелец, желающий сдать транспортное средство в утиль, может представить только паспорт и заявление на утилизацию. Но если он по каким-то причинам не может заниматься процедурой сам, он выписывает доверенность на своего представителя. Тогда документ заверяется нотариусом.

В доверенности от физического лица указываются:

  • место, дата составления;
  • ФИО, паспортные данные, адрес доверителя и доверенного лица;
  • регистрационное отделение ГИБДД;
  • данные об автомобиле;
  • номера паспорта машины и свидетельство о регистрации;
  • срок действия доверенности;
  • подписи сторон.

Рассмотрим, как сдать машину в утилизацию по специальной программе, какие документы нужны.

Государственная программа

Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы — повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.

Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.

Прочие условия в 2019 году:

  • вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
  • участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
  • новые автомобили в утиль не сдают;
  • у участника должен быть паспорт РФ;
  • автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).

По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.

Минимальная сумма для легковых автомобилей, максимальная для грузовых. В рамках этой программы удалось продать уже около 130 000 машин.

Приобрести по программе можно только ограниченное количество моделей: АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, несколько моделей Volkswagen, Opel, Nissan, Ford, SsangYong, Renault.

Сдача в утиль с помощью дилера по программе

Все документы оформляются дилером, он же заключает с клиентом договор на приобретение нового автомобиля.

Он оформляет скидку на покупку ТС в виде сертификата или наличных денежных средств. Обращайтесь к тем автодилерам, которые участвуют в программе, и сдайте ему старый автомобиль.

Алгоритм действий:

  • оформляйте доверенность на дилерский центр на передачу в утиль старой машины;
  • заключите с дилером договор, в котором будет прописано, что машину Вы передаете дилеру для снятия с учета и утилизации;
  • передайте доверенность и авто, получите акт приемки-передачи машины.

Программа по утилизации подходит только тем, у кого в собственности есть старый автомобиль, им никто не пользуется. За него можно получить довольно внушительную сумму.

Государство выделило на проведение утилизации около 10 миллиардов рублей. Срок действия программы ограничен, поэтому стоит подать заявку на участие пораньше.

Если нет документов, номеров, машины

Как утилизировать автомобиль без документов и номеров? Если Вы — собственник автомобиля, Вы имеете право списать его в утиль только со своим паспортом. Остальные документы, включая номерные знаки, предоставляются, если они есть.

Как утилизировать автомобиль в ГИБДД без автомобиля? Практика продажи ТС имеет свои недостатки. Довольно часто новый владелец, которому Вы продали свое авто, не стремится уплачивать транспортный налог, и в десятидневный срок не переоформляет автомобиль на себя.

Тогда счет на оплату транспортного налога будет приходить к Вам, так как фактическим владельцем останетесь Вы.

Оформив утилизацию на машину в ГИБДД, можно избавиться от ненужных налоговых обязательств. Отправляйтесь в ГИБДД, напишите заявление о намерении сдать машину в утиль.

После автомобиль, на котором будет ездить нерадивый покупатель, отказавшийся переоформлять машину на себя, остановят на посту ГИБДД, пробьют по базе и отправят на штрафную площадку.

После снятия ТС с учета для утилизации, поставить его на учет снова невозможно.

Б/У авто

Можно ли приобрести б/у автомобиль по программе утилизации? Новые машины — дорогостоящее удовольствие, а скидки на их покупку по программе утилизации небольшие. Но б/у автомобили не участвуют в программе.

Правительством финансируется покупка только новых ТС, так как им поддерживается основная цель программы: стимулирование продажи отечественных производителей, которые наращивают количество проданных машин, увеличивая налоговые отчисления в бюджет.

А из него затем и финансируется программа утилизации. По этой причине приобрести б/у ТС по программе утилизации нельзя.

Проверка на утилизацию

Если Вы собираетесь приобретать авто, не забудьте проверить его на факт утилизации.

Процедура снятия с регистрации в связи с утилизацией — довольно популярное явление среди тех, кто хочет избежать транспортного налога на авто, которое не эксплуатируется.

Проверить машину на утилизацию можно:

  • через сайт ГИБДД;
  • Автокод;
  • разные интернет-порталы.

Для проверки может понадобиться:

  • VIN-код;
  • номер кузова/шасси;
  • регистрационные номера.

Сервисы могут давать сбой, так как иногда данные не вносят в базу. Поэтому проверка онлайн не всегда является надежным способом узнать, утилизирована ли машина, так как иногда с утилизации ТС возвращают. Тогда обращайтесь сразу в ГИБДД.

Видео: Галилео. Утилизация автомобиля (часть 1)

Видео: Галилео. Утилизация автомобиля (часть 2)

Как утилизировать автомобиль? Инструкция и условия снятия с учёта в ГИБДД

Процедура утилизации автомобилей привлекает все больше внимания у жителей РФ. Ведь эта программа не только позволяет избавиться от очень старых транспортных средств, но и в случае действия специальных условий покупки автомобиля заработать больше, чем от их непосредственной продажи. Как утилизировать автомобиль в 2019 году, порядок действий в виде инструкции и необходимые документы, чтобы снять авто с учёта ГИБДД на основании утилизации – все это мы рассмотрим в нашей публикации.

Нормативная база, регулирующая порядок утилизации старых машин, отражена в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2009 №1194.

Существенных изменений данный документ за все время своего существования не претерпел – последние изменения датированы 26.04.2012 года. То есть по состоянию на 2019 год Правила, утвержденные указанным Постановлением, действуют в полной мере в редакции семилетней давности.

Любой, который устарел, неисправен или же его восстановление и поддержание работоспособности обойдется дороже скромного вознаграждения при его реализации или сдаче в утиль.

Обычно сдаются на утилизацию транспортные средства старше 20 лет, а также поврежденные в ДТП автомобили, не подлежащие восстановлению. Возможно сдать и разукомплектованные ТС, но в этом случае не всегда можно будет получить скидку на утилизацию по госпрограмме.

Сдать утилизируемую машину можно в специализированные пункты утилизации, а также в ряд пунктов приема металлолома, но последние обязательно должны выдавать справку об утилизации установленного образца.

Обратите внимание, что без подтверждающих сдачу автомобиля на утилизацию документов установленной формы вы не сможете снять машину с учета! Если вы просто продадите или сдадите автомобиль «на лом», не получив официальных документов, вас ждут серьезные сложности в снятии машины с учета.

Для снятия автомобиля с учета в ГИБДД по утилизации требуется справка (свидетельство), подтверждающая передачу этого автомобиля в специализированную организацию. Обязательность и формат такой справки регулирует соответствующий Приказ Минпромторга №10.

Ранее можно было сперва снять автомобиль с учета, а уже потом сдавать его по утилизации, однако ввиду регулярных случаев продолжения незаконной эксплуатации машины после снятия с учета ГИБДД ужесточило требования к порядку утилизации автомобиля.

Нововведения об изменении порядка снятия автомобиля с учета ввиду утилизации вступили в силу с 10 июля 2017 года. Поправки внесены в административный регламент (п. 66 регламента), утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 №605.

Необходимо обратиться в ГИБДД по месту регистрации автомобиля после его фактического уничтожения или же сдачи в дилерский центр, предоставляющий скидку на утилизацию.

Для завершения процесса утилизации автомобиля и снятия его с учета нужно обратиться в отделение ГИБДД лично или через представителя. Для этого Вам понадобится заявление в свободной, но рекомендуемой Госавтоинспекцией формы.

  • о снятии с учёта в связи с утилизацией авто (можно заполнить с компьютера),
  • (можно заполнить от руки),
  • Посмотреть образец заполненного заявления.

В ГИБДД необходимо представить:

  1. заявление установленной формы;
  2. справку (свидетельство) об утилизации транспортного средства;
  3. личный паспорт владельца ТС;
  4. паспорт транспортного средства (ПТС);
  5. свидетельство о регистрации автомобиля;
  6. государственный регистрационный номерной знак (оба номера).

Если заявление подает представитель, то его полномочия необходимо подтвердить нотариально удостоверенной доверенностью.

Номера при этом можно как сдать на утилизацию в ГИБДД, так и передать на хранение для дальнейшего использования на другом автомобиле на срок до полугода.

Альтернативный способ – обращение в ГИБДД через портал Госуслуги.

С развитием государственных сервисов можно сэкономить немного времени и подать заявление электронно через Госуслуги.

  1. Авторизуемся на портале Госуслуги через систему ЕСИА. Понадобится подтвержденная учетная запись.
  2. Вводим нужную услугу в поисковое поле или выбираем ее в разделе «Транспорт и вождение».
  3. Выбираем необходимую услугу по снятию ТС с учета ввиду утилизации.
  4. Жмем кнопку «Получить услугу». Заполняем заявление с указанием паспортных данных на себя, технической и юридической информации на автомобиль. Заявление нужно распечатать, чтобы представить в ГИБДД. Также после заполнения всех документов нужно выбрать удобное время для явки в ГИБДД и выбрать само подразделение ГАИ, удобное для Вас (не обязательно по адресу вашей регистрации).

С 2010 года повышенную популярность завоевала программа утилизации автомобилей, по которой сдавшие старый автомобиль в утиль граждане получали солидную скидку от 50 до 110 тысяч рублей на приобретение нового автомобиля отечественного производства или сборки.

Официально в данный момент документ по данной программе не действует, однако ряд автодилеров по-прежнему предоставляют скидку при сдаче старого авто в утиль через дилерские или специализированные центры. Однако, не любой автомобиль можно сдать по этой программе ради получения скидки – машина должна соответствовать ряду требований. Списать же авто просто так, чтобы оно не числилось на гражданине, можно в любом состоянии.

Основные условия утилизации старого автомобиля для получения скидки:

  • владелец автомобиля – гражданин РФ, а автомобиль находится в собственности не менее года;
  • возраст машины составляет не менее 10 лет, а общая масса не может превышать 3,5 тонны;
  • все документы в полном порядке, есть ПТС, нет расхождений по номерам агрегатов;
  • автомобиль соответствует требованиям к техническому состоянию, которые предъявляются при сдаче ТС на утилизацию.

Для сдачи старого ТС по программе утилизации вовсе необязательно, чтобы авто самостоятельно мог перемещаться. Также нет требований к его исправному состоянию, но в машине должны присутствовать все основные узлы и агрегаты, включая:

  • двигатель;
  • коробку передачи,
  • элементы остекления и кузова,
  • приборную панель;
  • аккумулятор и электрооборудование;
  • колеса;
  • технические жидкости.

Подобные требования устанавливаются, в основном, дилерами, чтобы избежать формальной утилизации автохлама, состоящей из остова кузова да пары колес. А вот самой программой вопросы комплектации утилизируемого автомобиля не урегулированы.

Да, никаких ограничений в этой части Правила программы не содержат. Однако, повреждения автомобиля не должны противоречить требованиям принимающей организации (или дилера) относительно комплектности транспортного средства.

Грубо говоря, сдать разбитый автомобиль, от которого осталась лишь половина, едва ли получится.

Прибыль с автосвалки: открытие бизнеса по утилизации автомобилей

В Москве появились фирмы, зарабатывающие на утилизации старых автомобилей. Поле деятельности у них необъятное: каждый год столичные автомобилисты хоронят около 100 тысяч машин

Есть идея!

По улице ехал огромный «КрАЗ» и вез на свалку две ржавые легковушки. Хачик Егиазарян смотрел на эту похоронную процессию и дивился расточительности ее организаторов: «Гонять такую махину ради всего двух машин?! Не проще ли прессовать эту рухлядь и грузить в кузов пачками?»
Внезапно возникшая идея зацепила, и Егиазарян решил попробовать ее реализовать. На тот момент его фирма занималась утилизацией старого бетона. Из него делали щебень и песок, а потом выпускали строительные блоки и тротуарные плиты. Шрейдер – агрегат для дробления бетона – прекрасно справился и с расплющиванием машин. После обработки легковушка превратилась в тонкий лист толщиной 5 сантиметров . За один раз на грузовике можно было отвезти на свалку более двадцати таких «листов».
Так как вопросами утилизации старых машин в нашей стране занимаются государственные органы, Егиазарян пошел предлагать свои услуги в ближайшую префектуру. Чиновникам идея экономичного бизнеса понравилась. С фирмой «Дробус» заключили договор на выполнение заказов города, выделили земельный участок, и работа началась.

Хлам – он и есть хлам

За пару лет «Дробус» стал крупнейшим утилизатором автомобилей в Северо-Восточном округе столицы. Каждый год через фирму проходит более двух тысяч единиц техники. Однако заработать чемоданы денег на этом бизнесе ей не удалось.
– За утилизацию одной машины город платит нам всего 920 рублей, – рассказывает Хачик Егиазарян. – За тонну сдаваемого металлолома – это примерно три кузова автомобиля – можно выручить еще 1200 рублей. Конечно, это копейки. Ведь нам надо содержать эвакуатор, платить зарплату рабочим. Немного спасает положение продажа запчастей, оставшихся в машинах. Но, как правило, владельцы, решившие бросить свое авто, раздевают его подчистую. Все более-менее пригодные запчасти они продают сами. Из пяти машин, которые поступают к нам, только на одной можно найти какие-то детали. В основном это голые, ржавые кузова. Поэтому, если бы мы занимались только этим бизнесом, мы бы разорились.
Это не пустые слова. Из нескольких фирм округа, пробовавших заниматься лишь утилизацией машин, в живых не осталось ни одной.
В отличие от них, «Дробус» чувствует себя очень уверенно. Рентабельность фирмы стабильно держится на уровне 35-40%. Как ей это удается?

Земля-кормилица

Один из принципов Егиазаряна-предпринимателя заключается в том, что из всех имеющихся ресурсов при желании можно извлечь максимум пользы. Главное – найти их правильную комбинацию. Первое, что используется им на всю катушку, – это земля. Так как фирма выполняет заказ города, за аренду предоставленного участка она платит в 10 раз меньше, чем заплатили бы другие коммерческие структуры.
– Утилизация – это наша «крыша», – говорит Хачик Егиазарян. – Она дает возможность дешево арендовать землю и заниматься другими делами, которые оказываются высокорентабельными. Прибыль мы зарабатываем именно на них.
Дополнительных бизнесов у «Дробуса» несколько. Автосервис, производство и установка «лежачих полицейских», продажа запчастей и спецстоянка для автомобилей, попавших в ДТП. «Битые» машины хранятся на ней в течение года. Если после этого хозяева отказываются их забирать, «Дробус» имеет право распорядиться авто по своему усмотрению. Из скоропостижно скончавшихся железных коней можно извлечь гораздо больше ценных запчастей, чем из брошенной машины, умершей своей смертью.
Все запчасти, снятые с утилизируемых и «битых» автомобилей, хранятся на складе фирмы.
– Если какая-то редкая деталь пролежала целый год, ничего страшного, – говорит Егиазарян. – Возможно, позже на нее все же найдется покупатель. Выбросить-то никогда не поздно!
Выбрасывать что-либо вообще не в характере Егиазаряна. Он нашел применение даже моторному маслу, которое остается в каждой брошенной машине. В «Дробусе» его сливают, перерабатывают и затем используют для отопления своих помещений.
С миру по нитке… Но бизнес процветает!

Забывчивые хозяева

Заниматься одной только утилизацией пока не только невыгодно, но и очень хлопотно: мешают плохие законы. Процесс похорон авто сегодня выглядит так. Поиском «трупов», брошенных во дворах, занимаются работники ДЭЗов и управ. Обнаружив заржавевшую тачку, они должны найти владельца, заручиться его согласием на то, чтобы машина была утилизирована, составить специальный акт и передать его сотрудникам уполномоченной фирмы. Только после этого они выезжают на место, забирают и утилизируют авто. Если же хозяин сразу не нашелся, машину отправляют на спецстоянку. Там ей суждено пробыть до тех пор, пока не отыщут владельца. Когда это происходит, хозяину развалюхи шлют официальные письма с просьбой ее забрать или дать разрешение на переплавку. Только по прошествии года и в случае неявки хозяина машину можно сдать в утиль. Но на этом дело иногда не заканчивается. Некоторые автовладельцы, вспомнив о своей старушке, являются на спецстоянку. А узнав, что ее уже похоронили, бегут в суд. «Кто позволил? Верните мою любимицу! Пускай плохая, но моя!» Суды они обычно проигрывают, так как не могут внятно ответить на вопрос: «А где вы были раньше? Почему не отвечали на письма?».
В практике «Дробуса» также бывали случаи, когда хозяин, увидев, что его машину грузят на эвакуатор, вызывал милицию. Прибывшие стражи порядка задерживали сотрудников фирмы и везли их в отделение. Потом они, конечно, разбирались, что к чему, и отпускали эвакуаторов. Но все эти разборки отнимают и время, и нервы.
– Если бы у нас было, как в Голландии! – мечтает Хачик Егиазарян. – Там, если машина три дня стоит без движения, представители власти наклеивают на лобовое стекло зеленую бумажку с просьбой ее убрать. Если этого не происходит – клеится красная бумага с новым предупреждением: «Убрать машину в течение недели». По прошествии этого времени приезжает эвакуатор и увозит авто на спецстоянку. Пребывание на ней стоит дорого – $100 в сутки. После этого владельцу дается еще два дня, чтобы решить – будет он забирать машину или нет. Если нет – она утилизируется.

Американская мечта

Хачик Егиазарян мечтает построить мощный завод для утилизации автомобилей и переработки полученного сырья. В прошлом году он ездил в Америку, где перенимал опыт создания такого предприятия у известных гигантов отрасли – братьев Адамсов.
– На их заводах в дело идет практически все, – рассказывает владелец «Дробуса». – Например, из шин можно делать резиновую крошку. Это отличный компонент для асфальта, покрытий теннисных кортов, детских площадок. Сейчас в нашей стране 60% отработавших шин попросту закапывают, так как их нерентабельно перерабатывать. Разве это порядок?
Американский завод «под ключ» стоит $16 млн. Егиазаряну удалось найти западный банк, готовый предоставить кредит на этот проект под 5% годовых. По расчетам предпринимателя, он бы мог окупиться всего за 2 года. Но пока дело застопорилось – нет земельного участка, который можно взять в аренду на длительный срок.
– Договор аренды нам обычно продлевают на год, максимум на пять лет, – рассказывает предприниматель. – При таких условиях вкладывать большие средства очень рискованно. В любой момент могут прийти чиновники и сказать: «Сворачивайте свое предприятие, мы будем строить здесь что-то еще!» И куда я тогда его уберу? Так что пока мечта остается мечтой.

ПЕРСПЕКТИВЫ

  • По прогнозам, через десять лет в Москве ежегодно будет отправляться на свалку до 300 тыс. автомобилей.
  • Сегодня в столице утилизируется только одна из четырех машин, отслуживших свой срок.
  • Только один из тысячи российских автовладельцев сдает свою старую машину на переплавку. Но с 1 января 2010 года власти планируют ввести в силу федеральный закон «Об утилизации автотранспортных средств». Если он будет принят, то владельцы машин, произведенных (ввезенных в Россию) до этой даты, должны будут застраховать своего «железного коня» на случай неминуемой смерти. Деньги, уплаченные страховой компании, после вывода машины из эксплуатации пойдут на ее «похороны». Если хозяин откажется от приобретения страховки, он будет обязан сам заплатить за утилизацию предприятию-переработчику. Уклонистов ждет крупный штраф.
  • Утилизацию всех машин, произведенных или ввезенных в Россию начиная с 2010 года, обязаны будут оплачивать производители или импортеры. В Европе аналогичный порядок действует с июня 2002 года. Там стоимость утилизации (примерно 180 евро) закладывается в цену продаваемого автомобиля.
  • До 2007 года в Московской области запланирована постройка четырех крупных заводов по утилизации автомобилей.