АКПП Форд фокус 2

Ford Focus Hatchback Русский ›
Бортжурнал ›
ТО часть 2 (замена масла в АКПП)

Масло в АКПП ни разу не менялось и хотя каких-либо проблем с коробкой не было, решил, что менять надо. Как кто-то написал на форуме: «Масло в коробке не меняется и залито на всю жизнь, только жизнь у этих коробок короткая». Заранее, изучив вопрос на ФФК, выбрал для себя способ полной замены масло и заказал все необходимое:

Масло трансмиссионное MOTORCRAFT (XT10QLVC) для АКПП выпущенных после 08.2007. Заказ 8 литров (точнее 8 бутылок по 0,946л). Идет уже с колечком

Фильтр масляный акпп. Заказывал TRANSTAR (88800), по некоторой информации по данному коду приходит оригинальный фильтр с штампиком FoMoCo, но мне не повезло, т.к. его заменили в процессе доставки на SPX FILTRAN (48010A), тоже made in USA
Помимо выше указанных запчастей потребуется также: герметик-прокладка, корыто (тазик) для слива старого масла, набор ключей, желателен шуроповерт для откручивания болтов картера, т.к. их очень много. Также необходимо предварительно снять защиту двигателя и корпус воздушного фильтра.
Менял масло в деревне у родителей, где есть все условия. Процесс довольно подробно расписан на форуме, но я все же еще раз его повторю с описанием своего опыта:
1. Сливаем масло с картера коробки, для этого откручиваем все болты и отгибаем один из краев подставив тазик. Предупреждаю, герметик сидит крепко, чтобы отогнуть поддон необходимо под него забивать, что плоское, но он металлический, так что расколоть, погнуть не бойтесь). Незабываем также сразу снять старый фильтр из под него сольется еще немного масла.
2. Открученную крышку промываем, очищаем магнит, устанавливаем новый фильтр, наносим герметик на крышку картера и прикручиваем на место.
3. Заливаем через щуп масло в количестве слитого (удобно через бутылочную лейку (есть на фото ниже). Сколько я слил масла не измерил, и, как выяснилось потом, зря, (об этом ниже) доверившись данным указанным в различных источниках, что его сливается 3,5-4 л залил 4 бутылки.
4. Дальше необходимо слить оставшееся масло из гидроблока и радиатора, для этого откручиваем штуцер масляной трубки идущий от радиатора к коробке. (Указан на рисунке). Для доступа предварительно необходимо снять корпус воздушного фильтра.

Красным выделен штуцер который необходимо выкрутить.
Далее подставляем под эту трубку одну из освободившихся бутылок (удобнее это делать снизу), заводим двигатель сливаем 1л, глушим, доливаем 1л нового. И так повторяем несколько раз. Я слил таким образом 3,6 л., пошло уже достаточно свежее масло, а долил всего 3 бутылки, 1л оставил на выравнивание уровня.
5. Потом закручиваем штуцер обратно, я его для надежности смазал герметиком. Заводим двигатель, прогоняем по всем режимам, прогреваем масло, проверяем уровень.
У меня тут вышла коллизия, уровень оказался выше нормы. Поездил по округе, прогрел коробку 100%, но все же 400 грамм пришлось все равно сливать (опять через штуцер). После этого уровень стал точно по середине.

В на своем опыте могу дать следующие советы: измеряйте количество слитого масла, а если не хотите, как я, то заливайте 3 л. не больше, потом дольете лучше. Для смены масла вполне достаточно 7л. У меня осталась лишняя запечатанная бутылка. (Никому не нужна?).
Ну, и конечно результаты, впечатления после замены:
переключения с режима на режим стали легче (температура, правда, была 0 гр. С), совершенно перестали чувствоваться переключения во время движения, «прихода» при торможении еще не словил ни разу (но в городе еще не ездил) и, субъективно, коробка быстрей стала. Расход топлива, несмотря на мои ожидания нисколько не снизился (будем еще тестить в режиме «город»). По дороге домой наблюдал такую картину, при скорости около 100 км/ч, 4 передача не фиксировалась, обороты были около 3 тыс. и только, где то через 100 км передачи стали фиксироваться и обороты пришли в норму (2.5 тыс. при той же скорости). Ну, не знаю, адаптировалась что ли.
В итогу операция по замене масла в АКПП оказалась не такой сложной, как кажется на первый взгляд, и вполне под силу, тому кто хоть раз сам менял масло в двигателе, только нужен помощник.

Обратная сторона светлая, что необычно для фильтра.

Гадость в поддоне

А это то что налипло на магните, жуть

Вид коробке снизу

Провод крепящийся снизу к фильтру, Какая его функция я не знаю, может уровень масла или его качество контролирует?

На родном фильтре тоже FoMoCo нет, написано Filtran Microfelt

Вскрыл фильтр, любопытный я, а там ничего, ни мусора, ни грязи, что этот фильтр делает, фиг его знает. Ставьте короче любой, можно даже старый помыть в бензине и поставить обратно, хуже не будет.

Заказные номера:
XT10QLVC MOTORCRAFT Масло трансмиссионное 8 259,00 2 072,00
88800 TRANSTAR Фильтр масляный акпп — замена на 48010A 1 388,00 388,00
030790 ELRING Герметик для прокладок 1 209,75 209,75
Итого: 2670 руб

Вопрос третий, наводящий: кто из производителей автомобилей делает то, что заливается в коробку автомат?

АКПП производят, например, Mercedes, Peugeot, Citroen, Renault… А масло для АКПП? У нас такой информации нет. Зато известны сотни компаний, которые занимаются блендингом (смешиванием/производством масел): Fuchs, Mobil, Pentosin, Petro-Canada… Проще говоря, они смешивают базовые масла для коробки-автомат с пакетами присадок, чтобы придать конечному продукту те или иные свойства.

Свойства – это тема отдельного разговора. Отметим лишь, что, несмотря на невероятное количество производителей как автомобилей, так и АКПП, сегодня «масло», что заливается в коробку-автомат, можно отнести к одному из пяти основных типов, начиная с группы А стандарта 1954 года и заканчивая Dexron VI. Между ними располагаются DII, DIII и DIV+. Это разработки по GM. Если на эти же продукты посмотреть глазами Ford, то называться они будут Mercon. Отличия найти можно – и прежде всего это различная кинематическая вязкость масла для коробки-автомат, – но суть останется прежней.

Однако вернемся к возможности маневрировать и рассмотрим конкретный пример.

Автомобиль Мерседес, семиступенчатая коробка автомат (722.9). Как узнать, какое масло заливать в коробку? Звоним дилеру. Ответ дилера: A 001 989 6803 13. Допуск 236.14 . Цена за литр от 900 руб./литр до 1 200 руб./литр. В зависимости от жадности дилера. Масло в коробку-автомат лить только это, иначе автомобиль может выйти из строя, гарантия кончится и так далее, и тому подобное.

:

Понравилась статья? Подпишитесь на наши группы в соцсетях:

Кто же производит это масло для АКПП для Мерседес и поставляет на конвейер его величества? Один из придворных поставщиков – FUCS. Под кодовым номером ОЕМ скрывается жидкость- TITAN ATF 4134. Как вы думаете, сколько стоит масло в коробку автомат? Забиваем в поисковике TITAN ATF 4134 и получаем цену за литр 500-600 руб. Наверное, здесь можно было бы и остановиться. Ну а как быть с остальными производителями масла для АКПП? Не все же допущены до конвейера.

Забегая вперед, скажем, что продукцию на конвейер поставляют единицы – глобализация, однако. Возьмем одну из тех компаний, чью продукцию мы используем в своей работе: Petro-Canada. Это крупный производитель. Однако пример не совсем удачный, ведь Petro-Canada поставляет на конвейер Dexron VI для GM. Но есть и универсальное синтетическое масло для трансмиссии DuraDrive MV Synthetic ATF, которое соответствует почти всем допускам, а по некоторым параметрам и превосходит последние. Вряд ли можно сомневаться в качестве данного продукта. Стоимость масла в АКПП за литр составляет 480 руб. Это ниже, чем у Fucs, и по допускам оно проходит. Лить или не лить? Выбирать вам. Мы его используем в некоторых случаях.

Хотя если бы автомобиль был бы года 2012, мы бы подбирали аналог более прицельно, то есть брали бы не универсальное масло для коробкиавтомат, а, например, «Фукс». Тем более что у этого производителя есть таблица соответствия и точный аналог.

Чтобы облегчить вам поиск решения и научно ответить, и для себя в том числе, какое масло лить в коробку-автомат, «ЦентрТрансТех Скорая АКПП-помощь» провела за свой счет лабораторные исследования на примере автомобиля «Фольксваген-Шаран», приобретенным новым в 2002 году нашим коллегой. Будучи, как и большинство автовладельцев, зомбированным декларациями официальных дилеров производителей на тему необслуживаемой коробки, масло в АКПП автовладелец не менял никогда. То есть сначала не менял по этой причине, а затем уже в качестве эксперимента. В итоге автомобиль прошел 230 тыс. км без замены масла в коробке-автомат. Наконец, агрегат стал подавать первые признаки скорой смерти. Тычки со второй на третью были первым сигналом пока еще легкой хандры.

Итак, ремонт АКПП после 230 тыс. км пробега. Вскрытие показало полную целостность всех деталей и узлов. Это после 230 тыс. км жесткой эксплуатации с прицепом, по серпантину на югах летом, в московском регионе зимой. Чего почти совсем не было – так это кикдауна, педали в пол со светофора и передвижения на предельных скоростях… В общем, ездил умеренно спокойно в тяжелых условиях. Масло в коробку-автомат, соответственно, изначально заливалось оригинальное. Вот как оно выглядело (см. общее фото, баночка с надписью «Отработка»). Собственно масло в АКПП было темным, без специфического запаха горелого, без стружки на поддоне. На снимке наглядно видна разница в цвете свежей оригинальной жидкости в сравнении с отработанной. Кроме того, чтобы ответить на вопрос, какое масло для коробки-автомат выбрать, мы решили сравнить аналоги разных производителей, от известных, типа «FUCS», «PENTOSIN», «MOBIL», до малоизвестного, но более дешевого корейского «GT OIL»:

Все образцы обезличили, присвоив им порядковые номера…

…и отправили в независимую лабораторию на анализ. Техзадание было следующим:

1 образец/1 sample

Отработанное масло для коробки-автомат

Наименование теста Метод Единица измерения Необходимый объем в мл

Elemental Analysis by (24 by ICP) ASTM D5185 ppm 150 ml

Элементный анализ на ICP (24 элемента)

Viscosity @ 40 0C ASTM D445 cCt

Вязкость при 40 0C

Viscosity @ 100 0C

Вязкость при 100 0C

Viscosity Index (includes Vis @ 40 & 100 0C) ASTM D2270 no units

Индекс вязкости (включая вязкость при 40 и 100 0C)

Water by Crackle (estimate) POLARIS Laboratories Method %

Вода по потрескиванию (предварительная оценка)

Base Number mod. ASTM D4739 mg KOH/g

Щелочное число

Oxidation/Nitration ASTM E2412 abs/cm

Оксидирование/Нитрование

Acid Number ASTM D664 mg KOH/g

Кислотное число

Трансмиссия + DenFP

Наименование теста Метод Единица измерения Необходимый объем в мл

Elemental Analysis by (24 by ICP) ASTM D5185 ppm 450 ml

Элементный анализ на ICP (24 элемента)

Viscosity @ 40 0C ASTM D445 cCt

Вязкость при 40 0C

Viscosity @ 100 0C

Вязкость при 100 0C

Viscosity Index (includes Vis @ 40 & 100 0C) ASTM D2270 no units

Индекс вязкости (включая вязкость при 40 и 100 0C)

Water by Crackle (estimate) POLARIS Laboratories Method %

Вода по потрескиванию (предварительная оценка)

Base Number mod. ASTM D4739 mg KOH/g

Щелочное число

Oxidation/Nitration ASTM E2412 abs/cm

Оксидирование/Нитрование

Acid Number ASTM D664 mg KOH/g

Кислотное число

* Density ASTM D1298/IP160 g/ml

Плотность

Flash Point – Cleveland Open Cup ASTM D92 Celsius

Температура вспышки в открытом тигле по Кливленду

И вот, наконец, результаты:

Показатель № 1 Used oil G060-162-A2
230 000 km
№ 2 G052-990-A2 № 3 G060-162-A2 № 4 Fuchs 3353 № 5 Petro-Canada
DuraDrive
№ 6 Mobil LT 71140 № 7 GT OIL IV № 8 Pentosin ATF1
V100, сСт 5,074 7,987 5,720 6,284 7,431 7,362 7,219 7,515
V40, cCn 24,40 37,30 25,42 28,14 35,07 36,43 34,44 37,59
ИВ 144 195 177 184 186 173 181 172
Коррозия на медной пластине (3 ч, 120 0С) 1b 1b 1b
Температура застывания, 0С -50 н/з -50 н/з -50 -52 н/з -50 н/з -48 -50 н/з -52 н/з
Вязкость динамическая, мПа * с, при -40 0С 13 000 10 000 6 000 5 000 8 600 11 000 9 000 13 000
Плотность, при 20 0С 0,8569 0,8564 0,8450 0,8445 0,8450 0,8479 0,8486 0,8469
Элементный состав
Fe 0,0334 0,0006 0,0005 0,0004 0,0005 0,0005 0,0005 0,0004
Cu 0,0225 0,0002 0,0002 0,0003 0,0002 0,0002 0,0002 0,0002
Si <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001
Sn 0,0021 0,0019 0,0021 0,0020 0,0023 0,0019 0,0019 0,0019
Mg <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001
P 0,0168 0,0327 0,0440 0,0517 0,0611 0,0144 0,0569 0,0067
Zn 0,0073 0,0073 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 <0,0001
Ca 0,0037 0,0033 0,0610 0,0615 0,0266 0,00113 0,0265 0,0032

Индекс вязкости показывает изменение вязкости масла в коробке-автомат в зависимости от температуры. Чем он выше, тем лучше.
Коррозия на медной пластине – коррозионное воздействие на полированную медь при высокой температуре (130 0С): 1а – отсутствие, 1b – легкое потемнение (небольшое изменение цвета). Если интересно, то подробнее это (метод ASTM D 130) можно увидеть .

Вязкость динамическая – показатель сопротивления масла в АКПП при прокачке (провороте механизма) при низких температурах. Чем она ниже, тем лучше. Плотность показывает (косвенно) углеводородный состав. Чем она меньше, тем лучше. Температура застывания: н/з – не застыло.

Элементный состав:

  • Fe, Cu – следы износа;
  • Si – наличие песка (пыли), абразива;
  • Sn – следы износа либо компонент присадки;
  • Са, Mg – компоненты присадок (моющие, антиокислители);
  • Zn, Р – противоизносная присадка (для масла в коробке-автомат не всегда желателен избыток).

Если есть желание углубиться в данную тему и ознакомиться с дискуссией по результатам анализов масла в АКПП, то вам сюда. А мы осмелимся сделать следующие выводы и задать официальным дилерам такие вопросы относительно замены масла в коробке-автомат.
Как вы видите, различия между отработанной и новой жидкостями есть. Есть разница и в сравнении с аналогами, но она невелика. Это нюансы, по поводу которых можно дискутировать долго. Принципиально отработанное масло в коробке-автомат отличается от свежих продуктов только металлами износа, на два порядка.

А вот это уже повод задать вопрос официальным дилерам: как же так? Неужели эти металлы в масле в АКПП не наносят вред узлу и не сказываются на его работе? Неужели вся эта мелкодисперсная стружка не откладывается, наподобие холестериновых бляшек, на его стенках?

Или срок службы коробки-автомат для производителей определяется сроком гарантии, а дальше покупайте новый агрегат за 5–10 тыс. долл.? Именно поэтому большинство специализированных сервисов по ремонту АКПП рекомендуют менять масло в коробке-автомат, в зависимости от условий эксплуатации, через каждые 20, 40, 60 тыс. км пробега.

Принципиально свойства свежих продуктов отличаются незначительно. Если не стремиться к долгим интервалам между заменой, если вы берете масло для АКПП производителя с проверенными отзывами и репутацией, аналогичное тому, что рекомендует производитель авто, можно это масло заливать в коробку. Конечно, здесь есть и исключения, поэтому лучше не экспериментировать на себе, а использовать опыт сервисов, у которых имеется статистическая выборка из тысяч единиц техники. Но разница в цене масла для коробки-автомат между оригиналом и аналогом весьма существенная.

Можно брать недорогое синтетическое масло для АКПП 3-й группы, то есть от американского производителя, – не вдаваясь в детали, скажем, что это практически минералка, – и менять его каждые 40 тыс. км пробега. С точки зрения смывки всевозможных отложений, которые могут повлиять на работу автомата, 40 тыс. – оптимальная для замены цифра. Соответственно, нет смысла платить за 5-ю группу, которая не меняет свои физико-химические свойства и после 100 тыс. км пробега, но ведь вымывать механические отложения необходимо, а фильтр – вещь не вечная, и целесообразнее чаще менять масло в АКПП.

На работу фрикционов в первую очередь влияет такое свойство масла для коробки-автомат, как вязкость. В целом при увеличении вязкости улучшается работа подшипников и шестерен и ухудшается работа фрикционов. Производители масла для АКПП стремятся поддерживать вязкость на минимальном уровне, а индекс вязкости – на максимальном (снижение разжижения при повышении температуры), плюс добавляют противоизносные присадки (для подшипников и шестерен). Также при уменьшении вязкости улучшается охлаждение коробки и снижается потеря мощности двигателя и работы масла в АКПП при низких температурах.

Так все же, какое масло лучше заливать в коробку-автомат?

  • Рекомендованное производителем;
  • — если есть понимание, что оригинал – это продукт конкретного производителя, использовать точные аналоги. Искать нужно такое масло для коробки-автомат, где в качестве допуска будет указан именно номер, требуемый по оригиналу;
  • — если понимание распространяется глубже и есть представление о стоимости допуска от автомобильных монстров, а это миллионы евро/долларов, можно заливать в АКПП масло, которое имеет соответствие допуску. Здесь уже есть смысл прислушиваться к профессионалам;
  • — универсальные синтетические масла для коробки автомат имеют право на жизнь. Мы в своей практике также их используем. Многие, наверное, слышали, что, мол машина на универсалке некорректно работает, а стоит залить масло в коробку-автомат оригинальное – и все исправляется. Именно поэтому советуйтесь с профессионалами!

Ну а как часто менять масло в коробке-автомат и менять ли вообще, если замены не было больше 100 тыс. км пробега, – это отдельная тема.

P. S. Для написания настоящего материала было затрачено около 1 000 долл., и это только на анализы масла для коробки автомат. Просим уважать проделанный нами труд и ссылаться на источник при цитировании и перепечатке.