zvezdy
«Барьеры на пути экспорта постепенно устраняются, но главные шаги еще впереди». Вышло постановление президента «О мерах по дальнейшей поддержке отечественных организаций-экспортеров и совершенствованию внешнеэкономической деятельности» от 21 июня 2017 года. Очень хорошее постановление, нацеленное на стимулирование экспорта. Что для этого предлагается?
 
Первое, самое важное, на мой взгляд. Принято решение о том, что льготы и преференции, действующие для организаций-экспортеров продукции собственного производства, распространяются на внешнеторговые организации, то есть посредников. Надеюсь, что это начало разрушения сложившейся у нас системы дискриминации торговых посредников – совковая традиция, исходящая из того, что посредники – это дармоеды, только увеличивающие стоимость конечного продукта.
 
В чем суть дискриминации? Если я — производитель, сам экспортирую свою продукцию или импортирую сырье или комплектующие для себя, то государство предоставляет мне множество разного рода льгот, прежде всего налоговых. Но если мою продукцию экспортирует торговая компания или торговая компания для меня закупает сырье и комплектующие, то этих льгот не получают ни я сам, ни торговая компания.
 
Почему? Если я фермер или, например, производитель швейной продукции, то зачем мне самому заниматься экспортной деятельностью, которая требует огромных усилий, специальных знаний и навыков? Современная экономика построена на специализации, в том числе в вопросах продвижения продукции на рынки, тем более внешние. Какая разница обществу, кто именно экспортировал продукцию: сам производитель или посредник? Экспорт в любом случае выгоден.
 
То же самое касается импорта. Нужно ли самому швейнику заниматься импортом тканей, застежек, пуговиц и прочих необходимых для пошива одежды компонентов? Самому возиться с заключением контракта на покупку 1000 пуговиц определенного вида, цвета и размера? Зачем? Не проще ли закупками заниматься профессионалам?
 
Конечно же, деятельность посредников должна осуществляться в условиях конкуренции, а не когда этого посредника кто-то «назначил». И, конечно же, сами производители должны иметь право самостоятельно осуществлять экспортные и импортные операции, если они этого хотят.
 
Второе. Экспортеры получили возможность продавать свою продукцию на внешних рынках «ниже себестоимости» без дополнительного налогообложения. О чем речь?
 
Экспорт по ценам «ниже себестоимости» встречается сплошь и рядом, так как себестоимость налоговыми органами считается по официальному курсу. Предположим, что себестоимость какого-либо товара – 8000 сумов. Экспортер ориентирован на так называемый биржевой курс, по которому он сможет продать свою валюту. Предположим, он равен 10 000 сумов за $1. Продав свой товар за $1 на единицу, он в этом случае получит выручку за единицу товара в 10000 сумов. 8000 уйдет на покрытие издержек, 2000 – прибыль.
 
Всё вроде бы замечательно. Да и на внешнем рынке, скорее всего, дороже и не продашь. Но с точки зрения налоговых органов товар продан «ниже себестоимости». Себестоимость равна 8000 сумов, по официальному курсу (пусть он равен 4000 сумов за $1) это уже $2! Соответственно, налоговики требуют уплатить налоги с «недополученной» выручки.
 
Абсурд? Да. Но это не более абсурдно, чем наличие множественных обменных курсов.
 
Постановление позволяет продавать продукцию на экспорт по ценам «ниже себестоимости», но, правда, только «на основании решений Специальной экспертной комиссии». Зачем нужна комиссия, чтобы признать очевидный факт, что экспортеры сами должны решать, по какой цене им выгодно продавать на внешних рынках? Ладно, «Москва не сразу строилась», доживем и до закрытия этой комиссии…
 
Третье. Разрешается свободный экспорт свежей плодоовощной продукции, винограда и бахчевых культур всем субъектам предпринимательства без контроля со стороны АО «Узагроэкспорт». Это очень хорошо. Правда, экспорт может быть осуществлен только на условиях 100-процентной предварительной оплаты. Никак мы не уйдем от этого «родимого пятна социализма», когда вся валютная выручка считается собственностью государства и государство бдит, чтобы ни цента не пропало…
 
Четвертое. Сокращаются сроки оформления сертификата соответствия ввозимых и производимых товаров до трех рабочих дней. Это, конечно же, просто замечательно и существенно облегчит жизнь экспортерам, если правило будет соблюдаться.
 
Таким образом, сделаны важные шаги по устранению административных барьеров на пути экспорта. Но, надеюсь, что реформы внешнеэкономической деятельности этим не ограничатся и будут продолжены. Мы уже заждались введения свободной конвертации по текущим операциям и устранения, убивающей нашу экономику, системы множественных обменных курсов.
 
 

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить