zvezdy

ЕВРАЗИЯ – МИССИЯ РОССИИ

Движение евразийцев должно быть приветствуемо

всеми любящими свою страну русскими людьми...

Всеволод Иванов

В.И. Вернадский в своем дневнике (04.07.1922 г.) обдумывая прочитанную им, изданную в Праге книгу «Исход к Востоку. Утверждение евразийства», запишет: «Главное и характерное – человечество единое. В том смысле этот элемент единства (интернационала) имеет большое значение во всей истории человечества. Он в конце концов ведет к космически сознательной жизни. Для меня это явление тесно связано с будущей автотрофностью человечества... Все такие национальные устремления, как евразийцы, захватывают часть целого. По-видимому, новое творится здесь и в философской мысли... Вопросы души начинают все больше входить в науку. Невольно человек подходит к формам, исторически сложившимся в человечестве путем философского, художественного, религиозного творчества. Единство природы... требует единого начала.»

В наши дни Владимир Путин предпринял публикацию своей статьи в «Известиях» о Евразийском союзе. Это не простое заявление об интеграции постсоветского пространства. Перед этим Путин совершил ряд шагов по реализации проектов Таможенного союза и создании свободной экономической зоны, теперь повел речь о союз Евразия. Эти факты говорят – мы имеем дело со стратегией.

Евразийский союз – это не просто экономическая инициатива Путина. Если бы речь шла только об экономике, то можно ограничиваться форматами ЕврАзЭС, ЕЭП, либо Таможенным союзом. В.В. Путин говорит в своей статье о Евразийском союзе, а это шире экономических связей. Да и Назарбаев так же разрабатывающий и поддерживающий эту модель евразийской интеграции, говорит, что это больше чем экономический проект. Это политическая стратегия, и Путин принялся ее осуществлять, начав свое возвращение в кресло президента с проекта евразийства.

На Украине идеи высказанные В. Путиным так же заметили. Реакция неоднозначна, но остановимся на здравой ее части. Так один из лучших публицистов Киева Александр Каревин заявил: «Евразийский союз? Давайте дискутировать.» Потому опуская работы сегодняшних приверженцев евразийской идеи: Льва Гумилева, Александра Дугина и др. с чьими работами не сложно познакомится, предлагаю небольшой экскурс к истокам, книге: «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев.»

Евразийство, как идейно-теоретическое движение, возникло и активно действовало начиная с середины 20-х до 40-х гг. ХХ в. Среди разноплановых по взглядам русских ученых. Авторами книги «Исход к Востоку» были представители русской эмиграции: Н. Трубецкой, лингвист и родоначальник фонологии; П. Савицкий, географ; Г. Флоровский, историк русской церкви, философ; П. Сувчинский, историк культуры. Суть изданной книги выражена в словах: «Россия есть не только Запад, но и Восток, не только Европа, но и Азия, и даже вовсе не Европа, но Евразия». Евразийцы, объявив Россию Евразией, целой частью культурно-исторического и социально-философского пространства, именно с этих позиций рассматривали комплекс социальных, экономических, политических и культурологических проблем. Над идеей евразийства работали известные русские ученые: юрист Н. Алексеев; философ Л. Карсавин, историк Г. Вернадский; историк и юрист М. Шахматов; лингвист Р. Якобсон и многие другие. В Париже, Праге, Берлине печаталось более десятка евразийских изданий.

Посмотрим на некоторые идеи евразийства. И первая из них: Месторазвитие - есть «слияние социально-исторической среды и географической обстановки». Это по Вернадскому является органическим синтезом территории и народа, проживающего на ней. История развития государства есть история приспособления к своему ландшафту, полагали евразийцы. Отсюда месторазвитием России они считали географическое пространство – континент Евразия. Евразийцы в своих работах так же доказывают факт взаимного влияния географического ландшафта на культурный и социальный ландшафт. Они с успехом развили новую дисциплину – геополитику.

Обоснованию исторического единства Евразии посвятил свои работы Г. Вернадский. Он утверждал, что история Евразии есть история ее объединения и становления на едином пространстве Российского государства. «Евразия, как географический мир, как бы предсоздана для образования единого государства». Тогда же замечательную теорию выдвинул Н. Трубецкой. По своей новизне она была беспрецедентна. Он рассматривал русскую историю «не с Запада, а с Востока». Философ представил Россию не как приемницу европейской цивилизации, а как наследницу империи Чингисхана. Ученый утверждал что на покоренном Чингисханом пространстве сформировался особый культурно-исторический тип, несхожий с европейским. Аналогичную концепцию представил П. Савицкий. Он рассматривал Россию как составную часть Золотой Орды. Однако геополитическое единство России – Евразия, по его мнению, уходит корнями значительно глубже, чем собственно монгольское нашествие. По мнению Савицкого, единство Евразии (вождь Аттила) существовало задолго до того, как на этом географическом пространстве появились Русь и Орда.

Геополитическое единство Россия-Евразия, по мнению евразийцев, прошло проверку в период Московского государства и его борьбы с Польшей, что несла чуждое евразийству латинство. Победа над латинством, по их мнению, значительно важней, чем победа над Ордой.

Помимо географического и исторического единства Евразии, авторы-евразийцы находят также единство культурное, что прослеживается на широком материале от лингвистического до этнического. Так исследования Р. Якобсона привели его к убеждению о наличии евразийского языкового союза. Единство евразийской культуры и одновременно отличие ее от западной культуры доказывал Флоровский. По его мнению, европейская культура полна пессимизма. В ней логика вытеснила интуицию. Она космополитична и эгоцентрична. Для России-Евразии не свойственны эти начала, ее культура тяготеет к интуитивизму, целостности восприятия, духовности. Интересные суждения относительно единства евразийской культуры приводит Трубецкой. Анализируя пласт народной культуры он находит, что в обрядовых танцах, песнях, сказках орнаменте есть закономерность именно евразийства.

Социальная программа евразийцев акцентировала внимание на проведении политики «социального обеспечения» что является обязанностью государства. Евразийцы признавали да и признают, что в России должна быть сильная, хорошо организованная власть, однако не противоречащая проявлению индивидуальной и коллективной воле и не препятствующая культурному творчеству. С нравственной позиции строительства России-Евразии выступил Н. Алексеев. Он рассматривал государство как «союз правды». По его мнению русское понимание «правды» никогда не могло оправдать капиталистическое обогащение (сегодняшних олигархов тем более), именно этим евразийцы объясняли ту легкость, с которой большевики пришли к власти.

Хозяйственная концепция евразийцев сводится к избирательному синтезу двух платформ. Они признают частную собственность, но стремятся к справедливому социализму, отрицают эксплуатацию, но осознают цену экономическому прогрессу. Этот экономический паллиатив базируется все на той же евразийской концепции месторазвития. Можно лишь добавить, что сегодня более полно эти взгляды выражены в позиции таких политиков как Д. Рогозин и С. Глазев.

Вопрос об идеологии был одним из самых принципиальных для евразийцев. И все же по их мнению православие решает все основные проблемы России. Национальный вопрос также нашел отражение в теории евразийцев. Довольно четкое решение его дал Алексеев. «Нынешнюю перестроенную Россию придется признать как факт, а потом постепенно проводить в ней необходимые исправления»...

По сути можно утверждать, что сегодняшняя политическая философия В.В. Путина построена на идеях евразийцев. Потому соглашусь с мыслями А. Дугина высказанных после публикации статьи Владимира Путина о Евразийском союзе.

Политика Путина основана на трех главных принципах евразийства. Первое – строительство многополярного мира. Не американской гегемонии, которую Путин критиковал в Мюнхене. Не глобального мира с несуществующим центром, который означает доминацию элит транснациональных корпораций. Путин говорит о многополярном мире, в котором существуют региональные полюса влияния, из баланса которых складывается справедливая система. Из многополярного мира вытекает вторая составляющая евразийской политической философии – интеграция постсоветского пространства. Это собственно Путин сейчас и стремится делать. Потому что Россия не может стать самостоятельным и завершенным полюсом в одиночку. Нужны союзники и интеграция. Нужны Казахстан, Беларусь, Украина, Азербайджан, выход в глубины Центральной Азии в лице Киргизии и Таджикистана... Объединив энергетические, экономические и военно-стратегические потенциалы, пространственные зоны извлечения полезных ископаемых и маршруты их доставки, Россия-Евразия превращается в глобального игрока и возвращается на историческую арену. И главная идея евразийства – перевод России с той либерально-демократической модели, которая скопирована с Запада, на совершенно иной русский путь развития. Основа которого – уважение и любовь к нравам и законам евразийского Отечества.

Николай Яременко

Комментарии  

+2 #1 Максим Лущин 15.06.2016 13:59
Серьезный и глубокий материал. Если Путину удастся сохранить этот вектор, мы еще увидим обновленный Союз
Цитировать | Сообщить модератору
0 #2 Константин Клюев 16.06.2016 18:41
На редкость четко сформулировано, что Евразия не территориальная самоцель, а особенный путь развития.
Цитировать | Сообщить модератору

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить