zvezdy
Вброшенный кем-то мем об особой духовности и нравственности современного российского общества очень быстро завоевал популярность, и у нас теперь любой пьяный бомж убежден, что представляет собою образец высочайшей духовности и нравственного совершенства. Которые, само собой, нужно оградить от зловредных американцев, только о том и мечтающих,чтобы при помощи ювенальной юстиции отнять его (давно брошенных) детей, а самого бедолагу втянуть в постель какому-нибудь голливудскому гею.
 
Мем – великолепный инструмент оболванивания. Мем не требует ни доказательств, ни фактов, ни, вообще, какого-либо основания под собой. Главное – красиво сказать и многократно повторить. А как вообще определить духовность того или иного общества, какие индикаторы тут можно применить? Определять духовность общества по принимаемым государством законам? Несерьезно. Даже в тех странах, где благополучие власти напрямую зависит от отношения к ней электората, работают свои технологии, и для власти важнее, к примеру, благосклонность мощного «голубого лобби», чем поддержка рядового избирателя. 
 
Определять по количеству храмов и прихожан этих храмов? Когда все население земли было верующим, духовность, возможно, еще можно было найти в религии, в искреннем соблюдении обществом Божьих заповедей. Но ведь все изменилось с эпохой Ренессанса. На смену религиозной догматике пришли гуманистическая философия, литература, искусства.
 
Трудно сказать хорошо это или плохо, но с тех пор именно искусства, особенно литература, стали определять духовные ориентиры человечества. И тут, если судить по 19-му – началу 20 века, то русская литература того периода – лучший индикатор духовности России. Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Горький, Чехов, Есенин. Что может противопоставить этим именам Америка? Да и Европа, за исключением Франции? Недаром говорят, что русская литература - не просто литература, а философия.
 
Но это было в прошлом. 21 век - век маркетинга похоронил настоящее искусство. Да и сама книга медленно отдалялась от человека, уступив, в конце концов место телевидению, интернету, кино. И если судить о нашей духовности по российскому телевидению и кинематографу, то картина впечатляет своей пустотой.
 
Речь даже не о передачах типа «Дом 2» и прочих телевизионных непотребствах. Это слишком очевидно – не будь у таких программ рейтингов, их бы и не было. Проекты-то коммерческие, и раз люди готовы за них платить своим временем, значит имеют "духовный" запрос. "Спрос рождает предложение".
 
Гораздо более интересный индикатор нашей духовности - кино. Особенно в сравнении с бездуховной Америкой. Удивительно, но за 25 лет существования новой России не создано ни одного фильма, равного американским «Форест Гамп», «Три дня на побег», «Игры разума», «Спасти мистера Бэнкса», «Побег из Шоушенка» и многим-многим другим.
 
В то время как у нас со всей нашей духовностью невозможно в куче кинематографического навоза найти ни одной жемчужины, в бездуховной Америке выпускаются не просто высоконравственные и духовные, но при этом еще и просто захватывающие, интересные фильмы. А так как все мы уверены в американском прагматизме, то получается, что в американском общества есть тот самый пресловутый «спрос» на духовные ценности – семью, родину, дружбу, справедливость. Потому что, как правило, за внешней незатейливостью американского кино, скрываются великие смыслы. Даже в сюжете коммерческого «Рокки» в центре событий любовь к семье, к родине. Ничего подобного за все время современной России не создано. Зато созданы, имевшие колоссальный успех, «Бригада» и «Брат». Вот вам и вся духовность: пострелять как можно больше «черных», переспать со всеми подряд, декламируя при этом детский стишок «речка, небо голубое - это все, мое, родное».
 
Ну да черт с ними, с американцами. Куда исчезло все то, что было наработано за 70 лет советской власти? За все время сущетсвования новой России, не создано ни одного фильма, равного советским «Семья», «Москва слезам не верит», даже внешне простому и наивному «Впервые замужем». Богоборческое советское искусство оставило после себя десятки великих высокодуховных произведений, а что создано за четверть века высокодуховной верующей России? Где вклад целого поколения? Что оно после себя оставит?
 
Спрос рождает предложение. К настоящему искусству эта формула неприменима, но когда в искусство приходит маркетинг – создается то, на что есть спрос. А раз крутят у нас с утра до вечера сплошные убийства, беспорядочные половые связи, грабежи и насилие, то это и есть духовный запрос нашего общества.
 
Можно возразить – мы, мол, боремся с голубым лобби, с ювенальной юстицией и прочими гадостями. Да ведь не мы это боремся – это власть борется, которой настроения общества, как мы уже стократ наблюдали, глубоко безразличны. А общество озабочено кредитами, коммунальными платежами, страхом потерять работу. Ему не до духовности.
 
Получается, что у нас духовная власть и бездуховное общество? Конечно, нет: все мы прекрасно понимаем, что пропаганда духовности нынешними российскими элитами, это нечто сродни пропаганде коммунизма элитами советскими. Все говорят, но никто не верит.
 
А тот, кто верит и искренне кричит о противостоянии духовной России бездуховной Америке, всего лишь выдает желаемое за действительное. В душе апеллирует не к сегодняшнему дню, а к тем высшим смыслам, которые оставили после себя дореволюционный и советский периоды нашей страны. Там остались великая русская литература и великое советские кино. Но ничего общего с сегодняшним днем это не имеет. К нашему несчастью.
 
Миф об исключительной духовности России не так безобиден, как может показаться на первый взгляд. Он примиряет с существующим положением вещей, нам предлагается не вернуться к духовным корням, нам внушается что все окружающее вполне вписывается в понятия нравственности и духовности. И приняв этот миф, мы уподобляемся бедуину, поющему "про дела отцов", превращаемся в ни на что не способный лермонтовский "дряхлый восток".

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить