zvezdy

Не нами придуманы, а из глубины веков дошли до наших дней выражения: "Бог является не причиною всего, а лишь причиной благого" и "Всё хорошее в нас – от Бога, а всё плохое – от нас самих"! Т.е. списывать на "попущение Божье", на "волю Всевышнего" множество негативного и перекошенного в нашей жизни есть лукавство и чистой воды фарисейство! И если Бог якобы "попустил" такому явному злу, каким являются разного рода неравенства между людьми, как и оправдания для них, их "разумные" объяснения, то не является ли это "попущение" надуманным самими "святыми отцами", у которых есть такая вот зацепка в виде "законности" и оправданности! И хотя пастве, то бишь овцам, не пристало осмысливать и размышлять о том, чем же объясняется столь удивительная сущность вещей в подлунном мире, но всё же не будет, полагаю, злостным кощунством пошевелить мозгами в этом направлении. Да простят меня "благочинные"!

"Ветхий человек" засел в каждом из нас крепко! Выдавливать из себя "по капле" – жизни не хватит! А вот общиной, так дело убыстрится многократно! Как убыстрилось оно в благословенной памяти общинные советские времена, когда был создан и воспитан человек крепкой породы духа: "гвозди бы делать из этих людей\крепче бы не было в мире гвоздей!". И лишь только общинность та, в силу разных причин, ослабла и в конце концов, претерпев внутренние метаморфозы разрушилась, бывший советский человек снова оказался в царстве индивидуализма, вновь окунулся в мир дарвиновской животной борьбы за выживание, а полузабытый абрис "ветхого человека" вновь обрёл своё место! Вероятно, каждый на себе почувствовал шкурническое его дыхание, и извне, и изнутри. Извне: потому, что вплотную ощутил жёсткий многотысячный локоть в марафонском беге за "благами жизни" – беге изматывающим силы и иссушающем душу, да ещё в таком диком виде, какого не было и быть не могло в советские времена. Изнутри: потому, что душа подверглась такому испытанию, когда возникшие перед нею вопросы тривиального выживания (захват и удержание добычи, борьба за неё с себе подобными и проч.) уже не приводили её в ужас, а приобрели значение и смысл естественного порядка вещей!

Но, зададимся вопросом, не за душу ли человека борется или, во всяком случае, должна бороться именно Церковь Христова? Не сражение ли "между Богом и дьяволом происходит на поле битвы – в сердце человеческом", как провиденциально прозревал великий Достоевский? И неужели при таком положении вещей ей (церкви) наплевать каким является общество там, где заканчивается церковная ограда? Ведь оттуда, из-за ограды приходят в храмы люди, которых церковь по идее и по большому счёту должна подвести к воротам Царствия Небесного! И то, какими эти люди являются, в каком они находятся духовном состоянии – благожелательны они или колючи, с готовностью к самопожертвованию или индивидуалисты, с раскрытою душою или замкнуты на своей мнимой исключительности – думается, должно иметь для церкви значение, и немалое! А на это самое духовное состояние, на это так сказать "качество человеческого материала" не в последнюю очередь оказывает влияние именно то общественное устройство, в кузнях которого и куётся булат человеческих душ! Но где же чётко сформулированная позиция, основанная на мыслях святых и подвижников, базирующаяся на чаяниях лучших из самих священнослужителей и многочисленной паствы? Где, а? Нет её! Глас вопиющего в пустыне! Одно лишь, мягко говоря, недоброжелательство, а то и банальное озлобление, какие излучают подчас некоторые "благочестивые" и "благочинные" в адрес почившего в бозе советского государства! Можно лишь догадываться о причинах враждебности церковников к справедливому социалистическому устроению жизни, ибо невозможно наверняка понять, почему те, кто проповедует Христа и должны нести в мир свет Его учения, на самом деле враждебны ему (этому учению), на самом деле не становятся на сторону "униженных и оскорблённых", на самом деле не желают поддержать "трудящегося, который, как известно, сказано Самим Спасителем, достоин пропитания"!

«Два движения есть в человеческом пути: движение по линии восходящей и движение по линии нисходящей. Человек поднимается на высоту, восходит к Богу. На этом пути он приобретает духовную силу... Но он вспоминает об оставшихся внизу, о духовно слабых... И начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними духовными богатствами и ценностями, помочь их восхождению. Человек не может, не должен... улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех. Возможно лишь общее спасение... Свобода [Выси] не должна снимать ответственности за ближних» (Н.А. Бердяев «Самопознание»). И если слова эти могут быть в полной мере отнесены к людям высокого духовного развития, то не в ещё ли большей мере они относятся к людям духовного звания, рукоположение которых даже и обязывает к этому! Однако не спешат "благочинные" следовать совету выдающегося русского философа, не торопятся становиться на путь нисхождения и помощи "братьям своим", высокомерно почитая братьев этих лишь за "паству неразумную", то есть за несмыслящих овец! А с таким отношением само собой появляется соблазн рассматривать свою эту паству в качестве и наживы в том числе! Но нажива возможна, органично присуща и имеет смысл только при таком общественном укладе, когда эксплуатация человека человеком как бы естественна и оправдана – т.е при таком, например, как капитализм (не будем брать во внимание совсем уж архаичные общественные устройства)! Ведь в ином случае, при появлении, развитии и тем более расцвете, скажем, социализма, надобность в пастырях напрочь отпадёт! И даже если уклон будет сделан не в сторону социализма марксистского типа, а допустим к социализму христианскому, то, как ни парадоксально, и в этом случае факт отторжения церковных институтов может иметь место! Ведь если в условиях былых несовершенных общественных стадий роль церкви, её устремлённость к высшему и связь с ним просматривалась и предугадывалась в общем ходе истории лишь самыми прозорливыми представителями рода людского, то при высокоразвитой цивилизации христианского социализма каждый о ней будет ведать! В силу этого ведения, в силу его широты и объёма, которые при таком положении вещей (высокоразвитом устроении) будут поистине всеохватывающими, отпадёт всякая надобность в церкви как общественном институте (но не в соборном единении как теле Христовом!). Исчезнет и надобность в пастырях, в толкователях религиозных истин, во всей той ритуально-обрядовой стороне веры, каковую церковь в надлежащее ей время и обеспечивала. «И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня...» (Евр. 8:11). Институт церкви, призванной поддерживать духовную связь земли с небом и имеющей смысл для человека сугубо физического, которому его тело, его телесные суетные потребности заслоняли высшее, духовное, и которая была ему великим подспорьем в исканиях путей к Богу, сохранит своё присутствие лишь в виде великолепных величественных храмов - этих настоящих произведений искусства монументального зодчества, - равно как иконография в них будет отнесена к лучшим образцам живописи-иконописи, а песнопения – музыки. И даже, несмотря на то, что высокий духовный уровень всех будет предполагать уже не веру, а знание о божественных сферах, несмотря на это, людям всё же будут необходимы храмы. Это будет не только и не столько эстетическая потребность. Скорее это будет необходимость наличия такого места тишины, покоя и благостной обстановки, места такого чистого возвышенного окружения, или, как говорят, намоленности, где молитва, общение с Высью только и обретают им присущую святость.

И эту-то безрадостную для них перспективу своей ненужности интуитивно и чувствуют "благочинные", тем более, что не покинул их ещё страх перед самим понятием и даже словом – социализм! История имеет обыкновение повторяться: и теперь во взаимных отношениях церковных институтов и общества ситуация весьма близка той, что была сто лет тому назад, - перед революцией. И теперь, как и тогда, многие её представители, во главе с высшими своими иерархами, категорически не приемлют установление на многострадальной земле русской справедливого социалистического строя, направленного на разрешение нужд людских, на облегчение им снискания духовных, житейских и научных истин! И теперь, как и тогда, батюшки не впереди благородного движения по освобождению людей от мрака и оков ветхого человека, а сами зачастую являются тяжкими веригами и помехой в таком движении к свету! А ведь, по сути, должны быть впереди... «Русский философ, богослов и православный священник Сергий Булгаков так описывал внутреннее состояние Русской Церкви в преддверие революции: "... официальное "православие"... в течение веков позорило христианскую религию союзом с господствующей формой государственности, унижаясь до роли не только атрибута этой государственности, но и прямо полицейского средства. Вековые преступления против свободы совести тяжёлым свинцом лежат на исторической совести Русской Церкви, и надолго ещё само слово "церковь" будет вызывать [негативные] ассоциации... Их бог - самодержавие, понимаемое в смысле белого террора, прямого истребления всех несогласно мыслящих. Это - политический ислам, выдаваемый за христианство". (Из сборника "Споры о судьбах России", трактат "Неотложная задача", гл. 1). Вообще, если ознакомиться с разными трудами о. Сергия Булгакова, посвящённых России, её социальным вопросам и месте Церкви в них, то можно увидеть, как часто батюшка указывает на тот факт, что корни ненависти большевиков и российской интеллигенции к Церкви кроются, как ни прискорбно, в самой Церкви. По-другому эту проблему можно сказать словами православного публициста и социалиста Николая Сомина: "Церковь практически полностью отстранилась от социальных проблем, и даже не пыталась осуществить социальную правду в земной жизни. А должна была, ибо в ее функции входит не только проповедование правды о небесном, но и привнесение этой правды в земную жизнь. И не только в душах людей, но и в устроении их совместного христианского общежития". Иными словами - в Российской Империи процветало явление, называемое социальной несправедливостью. Казалось бы, какое может быть к этому отношение у любого здравомыслящего человека, как не отрицательное? Однако и здесь, как мы видим, не всё так просто...» (взято из Георгий Малания «Мы осуждены справедливо»).

Итак, "корни ненависти... кроются... в самой Церкви"! Так зачем же, отцы "благочинные", наступаете снова на те же грабли? Зачем не делаете выводов из уроков прошлого? И не пришлось ли бы снова сыпать проклятиями в адрес справедливо вознегодовавшего народа, который имеет обыкновение в таком его состоянии, невзирая на звания и чины, ненароком задеть путающихся под его ногами, да так, порой, что мало не покажется!

Комментарии  

+1 #1 Роман Грабовский 23.12.2016 11:44
Очень серьёзная тема. Отвечу, когда хорошо над ней подумаю.
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #2 Виктор Стекленев 24.12.2016 03:46
В очередной раз обращение к православным не оставляет равнодушным атеиста.

Я всегда рассматривал феномен Церкви не просто как обрядно-методическую составляющую Религии, но как объединение Верующих. Как раз такую структуру, которая, на момент христианизации Руси - единственная, смогла сохранить от культуры предков важнейший элемент национального общественного устройства - общинность, до тех пор являвшуюся светским, но главным скрепом Рода (естественно, за гранью доминирующего язычества, а как сохранение еще более ранних, природных доминант мироустройства).

Об этом говорит само обращение Христа к его последователям, как общине, более того как к Стаду, но не в уничижительном, а в высшем, коллективистском понимании. Что и было последовательно взято в качестве опоры при создании первоначально - народнического мировоззрения, а далее, для построения социального - социалистического государства.

В этом плане коллективизм необходимо рассматривать как первичное, и единственно верное проявление Добра, а эгоизм, ему противоречащий - как откровенное Зло, порождение которого стали жажда личного обогащения, личная гордыня (главный грех в системе христианских ценностей) - и на этих страшных девиациях личности основанные капитализм , выродившийся в чудовище античеловечного и антисоциального общества монетаризма. То-есть, хоть с атеистических, хоть с теологических позиций - индивидуализм в высшей степени - эгоизма - основа разрушения любых общественных конструкций.

С сожалением приходится отмечать, что деятельность "церковных функционеров" идет на поводу именно у анти коллективистской когорты современных "политиканов" от Ватикана, ФРС и глобального олигархического синдиката.

С уважением
Цитировать | Сообщить модератору
0 #3 Александр Андрух 24.12.2016 11:32
Цитирую Виктор Стекленев:


С сожалением приходится отмечать, что деятельность "церковных функционеров" идет на поводу именно у анти коллективистской когорты современных "политиканов" от Ватикана, ФРС и глобального олигархического синдиката...


Именно, уважаемый Виктор, "с сожалением"! С сожалением и я писал данную статью! Поскольку жаль ведь упущенных возможностей, которые могли бы повлиять в лучшую сторону на мироустройство! А всему виной всё те же банальные "слабости человеческие" - похотливость, алчность, чревоугодие, стяжательство и проч. И прискорбнее всего, что заражены ними "слуги Христовы", отцы "благочинные"... :sad:

С уважением.
Цитировать | Сообщить модератору

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить