zvezdy

Что есть человек? Каково его предназначение? Каковы смыслы и цели его жизни?

Эти фундаментальные базисные для каждого вопросы пытаются быть разрешаемы с самой зари истории человечества. Они будоражат умы лучших его представителей на протяжении веков! И на протяжении же всего этого времени ответы на них колеблются и варьируют в самых широких пределах:

«Я царь – я раб – я червь – я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? — безвестен;

А сам собой я быть не мог»
(Г.Р. Державин).

Но самое главное подспорье в этом смысле являет нам Библия и евангельское учение Спасителя. Там по большому счёту находятся все ответы на все вопросы подобного рода. И пытливый, алчущий истины ум, душа, не зашоренная и не замусоленная сухими социологическими догмами и популистскими «научными» положениями, могут вполне насытиться из этого чистого источника.

А что есть общество? Каким оно должно быть? На чём должно базировать и обосновывать свои принципы? Каковы должны быть взаимоотношения общественных институтов и организаций с индивидуумом, маленькими человеческими единицами, т.е. с членами-составляющими общества? Увы, но в Книге книг таким вопросам практически не уделено внимания, они там неясны и расплывчаты, и как бы игнорируются, выносятся на периферию сознания людей, тем самым как бы подчёркивая неважность самого вопроса, его второстепенность. Но так ли это? Может ли для каждого из нас быть второстепенным вопрос, определяющий по большому счёту качество и наполнение его жизни?

Строго следуя такому положению вещей и в самой Православной церкви вопросу общественного обустройства уделялось недостойно мало внимания, считая его не главным, ибо «всякая власть от Бога»! «Например, наш известный богослов А.И. Осипов об этом пишет так:
"...происходит подмена цели. У Церкви она одна и единственная - спасение человека от духовного рабства страстям и приобщение Богу через стяжание богоподобных свойств, главнейшими из которых являются смирение и любовь. Внешнее же служение ближним является лишь одним из средств приобретения этих свойств, но никак не целью и не "заработком" спасения...» (взято из Николай Сомин «Личное спасение и социальное преображение»). Таким образом и официальная церковь, и её представители как бы отстранились от вопроса, замаливая его иными «более значимыми» и спасительными для человека мотивами – снискания «смирения и любови», а в конечном счёте спасения души, что, как вы сами понимаете, переносит центр тяжести этой задачи в «миры иные». Но до «миров иных» ещё нужно дожить, доскрести в этой жизни на грешной нашей земле, и от того, какой она будет - жизнь здесь - не в последнюю очередь зависит и само решение задачи по спасению души, да и в конечном счёте качество этой души, по которому в свою очередь определится вопрос о её спасении! И, потом, откуда же взяться такому коренному народному качеству, свято чтимому и отцами церкви, и проповедниками самых различных социальных теорий, как соборность? Каким образом она, вдруг, соизволит появиться, если до того не будет наработана в процессе долгих лет становления единения народного?

И тут мы подходим к тому понятию, к которому невозможно в этом случае не прийти – к понятию православного социализма, воплощением которого в жизнь, если оно случится, и будет явлена одна из первичных степеней соборности. Ведь «социализм, по своей сути, есть идея общей собственности. Общая собственность предполагает ведение общего хозяйства в общих интересах всех членов общества – таков объективный ее смысл. А как этот объективный смысл будет осознан членами общества и как будет осуществлен на практике – зависит уже от нравственного и интеллектуального состояния членов общества. Т.е., главным образом, от той или иной господствующей в обществе идеологии» (Г.М. Шиманов «Нужен ли нам социализм?»). Но, простите, хотя официальная церковная догматика и старается обходить подобные вопросы стороной, но труды многих отцов церкви, а по большому счёту, если внимательно и скрупулёзно проанализировать евангельское учение Иисуса Христа, то и Он Сам к частной собственности относились крайне негативно, т.е. были сторонниками «социалистического» уклада общественной жизни! И, если бы в нашем обществе действительно, как сказано выше, господствовала «христианская идеология», т.е. истинная вера, которая бы смела как мощный очистительный вихрь безбожную идеологию марксистскую, или, ещё лучше, ту её часть, которая рубит под корень религиозное начало соборности, тем самым выхолащивая саму душу народа, то и само общественное обустройство имело бы вид соборности. Или первоначальной её стадии, когда неотъемлемая, увы, в нашей плотской жизни экономическая составляющая сформировалась бы в чёткий часовой механизм справедливости и равенства в материальном благополучии! Вот тут бы церкви и определиться, обозначить свою позицию в этом вопросе, сказать своё веское слово, как сказали его отцы церкви ещё в далёком прошлом! Ведь «вне христианский социализм есть выродившаяся идея Царства Небесного на земле. Или, иначе, выродившаяся идея соборности. Забывшая о своем высоком происхождении и утратившая свою глубину. Хуже того: впитавшая в себя отраву безбожия» (Г.М. Шиманов «Нужен ли нам социализм?»). Но представители церковного официоза лукавыми упитанными устами вещают в своих проповедях, что, дескать, «сторонники социальной работы хотят построить "рай на земле". Это ересь хилиазма, осужденная Вселенскими соборами. Более того, это чисто масонская, антихристова уловка, призванная переключить человека на строительство социальной вавилонской башни» (взято из Николай Сомин «Личное спасение и социальное преображение»)! Или нечто следующее (!), вчитайтесь:

«"Неравенство в раздаянии даров человеческого счастья зависит от Господа Бога" (Проповеди, 1905, сентябрь);

"Господу угодно устроить в человеческом общежитии так, чтобы одни были богаты, а другие - бедны" (Душеполезное чтение, 1906, ч. I);

"Неравномерное распределение земных благ между людьми служит свидетельством премудрости провидения" (Руководство для сельских пастырей, 1906, № 37);

"Неравномерное распределение собственности — есть дело премудрого и всеблагого промышления Божия о людях. Если бы все одинаково обеспечены были в средствах жизни, и никто ни в ком не нуждался, то явилось бы затруднение в исполнении заповеди о любви к ближнему" (Душеполезное чтение, 1902, ч. II);

"Неравенство, необходимо и желательно в интересах самого же человечества, чтобы привести его к солидарности [???]"(Православный собеседник, 1911, т. 1);

"Равенство есть только на кладбище" (Церковность, 1913, № 345)»

(взято из Георгий Малания «Мы осуждены справедливо»).

Таким образом, позиция официальной православной церкви нуждается в кардинальной корректировке! Она в лице своих представителей необходимо должна вникать в чаяния народа, его нужд и проблем не только духовного характера, не только в каких-нибудь вопросах веры, но и в плане более широком, целиком стать на сторону простого народа, защиты его интересов, не забывая, конечно, и о «заблудших овцах», но именно «не забывая», наставляя, а не прислуживая им! Об этом писал ещё сто лет тому назад русский философ Н.А. Бердяев: «...косная физическая плоть церковности враждует против всякого искания высшей духовной жизни, задерживает человека на низших, младенческих ступенях. Материалистическая церковность являет собой лицо младенца, сморщившееся от старости... она оскорбляется всякой духовной самостоятельностью... "Дух дышит не там, где хочет", а только у "нас"! ...Лишь положительное доброжелательство к человеку помогает раскрытию в человеке божественного...» («Стилизованное православие»). Но, позвольте, где и при каких обстоятельствах возможно это «доброжелательство к человеку»? не в условиях ли истинной народной соборности, первым шагом которой явился бы такой общественный строй, как православный социализм, сплачивающим и объединяющим ядром которого могла бы стать при желании обновлённая церковь! Т.е. церковь должна способствовать и всячески помогать тому ходу вещей, который приведёт к разрешению социального вопроса в сторону всеобщего равноправия, справедливости, и как следствие, духовного возрастания людей. Это не значит участвовать в стачках, в революционной борьбе по свержению несправедливого и бесчеловечного порядка и замены его на порядок справедливый – у церкви есть иные рычаги воздействия! Здесь как раз и уместно вернуться к тому, о чём было вскользь упомянуто выше, а, именно, – к отношению святых отцов Церкви к богатству и собственности вообще, приведя некоторые из их мыслей (взято из Н.В. Сомин "Любовь не ищет своего"):

«Невозможно разбогатеть тому, кто не делает неправды... Но что скажешь ты, если кто-нибудь от отца получил наследство? Он получил собранное неправдою... Можешь ли, восходя через длинный ряд поколений, доказать таким образом, что имущество это законно приобретено? Никак не можешь этого сделать. Напротив, начало и корень его непременно должны скрываться в какой-нибудь несправедливости (сказано за пятнадцать столетий до Прудона!). Почему так? Потому, что Бог не сделал одного богатым, а другого бедным...» (Иоанн Златоуст, "Толк. на 1 Тим.", Б. 12, цит. по /14: 124/);

«Только тогда ты оправдаешься, когда ничего не будешь иметь... а пока ты что-нибудь имеешь, то хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания» (Иоанн Златоуст, "О милосердии и страннолюбии", цит. по /14:47/);

«Обилие денег и преизбыточество преспеяний в добродетели прямо между собой противоположны» (Блаженный Феодорит,"Десять слов о промысле", /13:85/);

«бедность и богатство... в последствии времени появились в роде человеческом и, как некоторые недуги, вторглись вместе с неправдою, которая и изобрела их. Сначала же было не так... но с того времени, как появились зависть и раздоры,.. с того времени расторглось родство между людьми, отчуждение их друг от друга выразилось в различных наименованиях званий и любостяжании, призвав и закон на помощь своей власти, заставило позабыть о благородстве естества человеческого - ты же смотри на первоначальное равенство прав, а не на последовавшее разделение; не на законы властителя, а на законы Создателя» (Григорий Богослов, "О любви к бедным" /3:221/) и проч.

И всего-то нужно современным священнослужителям для переоценки и исправления существующего положения в церкви и её отношения к «мирским делам» – стать на истинные основы Евангелий и учений святых отцов Церкви! Никакой ереси! Никакого отступничества и сектантства! И что же мешает? Уж не то ли любостяжание, о котором и говорили великие учителя церкви и которое нынешние её служители всячески вуалируют и заговаривают!? Если так, то ситуация с тем, что церковные институты или даже отдельные пастыри смогут быть помощью и опорой в утверждении истинного православного социализма (первой стадии соборности) в русском обществе мало обнадёживает и является делом нескорого будущего...

___________________________________

*Соборность (философск.) – творчество многих деятелей, основанное на любовном приятии бытия друг друга в созидании единого целого, в котором осуществляется полнота бытия как самопереживание каждого из участников созидания (Н.О. Лосский «Ценность и бытие»).

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить