zvezdy

Философ Григорий Сковорода распорядился на своём надгробном камне высечь надпись: "Мир ловил меня, но не поймал". Так он полагал. Мудрецы-индусы утверждают противоположное, что человеку практически нереально вырваться из колеса сансары (цепи перевоплощений). Наконец, Иисус Христос, на вопрос учеников «Кто может спастись?», ответил: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). То есть, из всего этого вырисовывается достаточно ясная картина, что все человеческие усилия должны быть приложены к избавлению от мира в данном его виде, к спасению от него! Мало того! Сам Тот, Кто пришёл нас спасти, утверждает, что от нас и наших стараний ПОЧТИ ничего не зависит! И всё, на что необходимо направить усилия стремящемуся к спасению, это – не только поднимать себя выше и выше, это не только стремиться достигнуть вершин самосовершенствования (попутно достигая преобразования самого мира, переделывания его несовершенств в удобоваримые, соответствующие истинно человеческому естеству формы), но, в то же время, и уповать на милосердие Божье и всею своею жизнью, всеми своими поступками, своим этим возрастанием постараться убедить Его в том, что ты достоин не этой «юдоли печали и слёз», что ты уже перерос окружающее тебя опостылевшее бытие (помните апостольское: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей...» (1Ин. 2:15)?)! Послушаем, что думает по этому поводу один из гениев рода человеческого: «Уверенность в том, что мы продолжаем жить вечно, вытекает у меня из самого понятия деятельности. И если я, не зная устали, буду деятелен до самого конца, то природа, когда теперешняя моя форма уже не сможет выдержать «тяжести» моего духа, обязана будет указать мне новую форму существования. Пусть же Вечно Живой не откажет нам в новых видах деятельности, аналогичных тем, в которых мы уже испытали себя» (Гёте, из письма Цельнеру).

* * *

В биологической своей жизни далеко не каждый интуитивно и подсознательно чувствует (лишь у некоторых это чувство бывает развито), что человек, как ни пафосно это звучит, приходит в этот мир выстрадать его, переболеть его болью! Собственно, предназначение этого мира, и состоит, главным образом в том, чтобы их создавать, эти страдания. (Как там у Достоевского? «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье и всегда страданием...»(1)). Многие из высших сфер, из тех миров, что переросли уже материальность, вещественность, по-своему используют это его качество. В отличие от большинства, которое вынуждено возвращаться сюда, в биологическую жизнь из-за своего несовершенства и неготовности к бытию в сферах духовных, в силу принципиальной невозможности их жизни там (вспомним Сведенборга!)(2), и которое вынуждено возвращаться, так сказать, на до-воспитание, на до-огранку, они в соответствии с призывом Бердяева, что «человек должен не только восходить, но и нисходить»(3), снова приходят к людям в силу бесконечного (Христового) к ним сострадания и жалости, чтобы и им по возможности помочь и, в то же время, себя ещё более укрепить, закалиться, привить мощнейший иммунитет, дабы не повторять никогда и ни при каких обстоятельствах своих ошибок! В каждом неискоренимо присутствует убеждение, которое толкает его на то, чтобы своею жизнью выстрадать самопознание и... самоосуждение, ибо только с их помощью достигается совершенство! Это, конечно, не значит, что он сознательно думает о таких вещах, нет! Это, скорее, неясные внутренние позывы, тяга к оформлению собственной личности, её становлению. Ведь «личность связана с памятью и верностью, она связана с единством судьбы и единством биографии. И потому существование личности болезненно... Боль в человеческом мире есть порождение личности, её борьбы за свой образ. Уже индивидуальность в животном мире болит» (4).

Почти каждый размышляет, хотя бы иногда, о смысле горестей и страданий для человека! Кто-то перечитывает Шопенгауэра, Толстого, Майстера Экхарта! Кто-то думает, мыслит, приходит к открытиям и постижениям, на его взгляд новым: «Да всё проще... На самом деле конец света наступает для каждого изнутри. Т.е. каждый из нас (как субъект) в определённый час захлопывает ящичек этого объективного мира, берёт его «подмышку» и уходит на «базу» (или в терминах буддизма - в состояние «бардо’»). И уж там, помимо всего прочего, решается вопрос, когда открыть тот ящичек объективного мира снова, а также вопрос: «А не заменить ли этот приевшийся и изрядно опостылевший ящик (наш мир) на какой другой?» (не это ли совет Шопенгауэра «пожелать чего-нибудь лучшего»?). И вот тут-то, - рассуждает он далее, - человек сам себе судья. Хотя, конечно, отождествлять человека объективированного (в мире) с человеком в необусловленном чисто субъективном состоянии (на «базе») будет большой ошибкой. Не Бог судит (чай, не мировой судья), не кто-то другой («не суди, да не судим будешь»), а именно мы сами выносим себе же и самый суровый из всех возможных приговоров приговор! «Самый беспощадный суд есть собственный суд, он есть адское мучение, мучение совести, раздвоение...»(5). Конечно, вероятно и допустимо наличие некоего корреляционного начала, дабы суровость приговора не зашкаливала (а это в том состоянии, в котором происходит суд над собой, весьма вероятно!), а соответствовала тому кармическому шлейфу, который тянется за «подсудимым»».

И заглянув в глубину этой истины, понимаешь, что вердикт (тот самый приговор) выносится не заседанием трибунала «святой» инквизиции, где в отношении еретика может прозвучать грозное: «На костёр!». Нет... Просто человеку в определённый момент, в определённом его состоянии (возвышенном и чистом), вдруг, становится всё кристально ясно в отношении самого себя, вся муть оседает, все затемнённые уголки души просветляются... К человеку биологической жизни такие состояния душевного катарсиса, как правило, приходят после её (жизни) завершения, когда диктату низших, телесных составляющих приходит конец. Но к тем, кто с помощью жёсткой аскезы третировал эти животные начала, не позволял им доминировать, в широком смысле не «жил, чтобы есть, а перебивался едой, чтобы жить», одним словом, к тем, кто калёным железом выжигал и «по капле выдавливал из себя раба» этого мира, тем самым переместив свой человеческий «центр тяжести» в сферы иные, – таких людей вышеописанное состояние посещает ещё при жизни... И нужно быть готовым к нему, поскольку – это результат и конечный пункт назначения для каждого мыслящего в свете духовных истин человека!

Главное понять, что цель каждого из нас – состояние святости, т.е. высших духовных осмыслений и корректировки, налаживании своей жизни в соответствии с ними! Но можно открыть для себя и то, что подавляющее большинство людей не в состоянии вырваться из оков материального бытия (цепи перерождений). Что это по силам, с Божьей помощью! лишь одиночкам – гениям, неординарным личностям, представления которых, их внутренний мир формируются мощным творческим импульсом, дерзаниями, фантазиями, мечтами. Но есть на подходе к этому состоянию и соблазн впасть в самообман в ошибочную самооценку! Тут необходимо иметь особенно тонкую интуицию!.. В том числе и такую, чтобы твёрдо и от всей души сказать об этой игре: «Довольно! Я больше не хочу!», тем самым, закрыв главу под названием «Материальная жизнь», чтобы открыть и начать новую – «Жизнь в сфере духовной».

Да, вслед за Шопенгауэром укореняешься в убеждении, что «... возникновение и уничтожение не затрагивает подлинной сущности вещей, эта суть для них недоступна, ... и поэтому всё волящее жить, действительно и продолжает жить без конца»(6) ...и не важно, жизнь та имеет биологические формы или духовные (кто каких достоин, кто до каких дорос), но свою нишу в адекватном себе (и заслуженном!) мире каждый непременно находит!

Формы... Их наработка, огранка и совершенствование... И никак иначе нельзя? Почему это обязательно?

Да для того-то, мы и брошены в этот кипящий котёл жизни, чтобы, наработать, отшлифовать и усовершенствовать их, эти формы: «Лицо человека есть вершина космического процесса, величайшее его порождение... Лицо человеческое есть самое изумительное в мировой жизни, через него просвечивает иной мир...»(7) - говорит Бердяев. И если сам Создатель одним из своих аспектов имеет форму (приобретение образа и подобия коей и есть главная задача человека), то и нам надлежит иметь её, для того, повторяю, чтобы максимально «отшлифовать» и приблизить к формам небожителей и Самого Вседержителя.

Ну, так как же? Возможно ли человекам? Возможно ли, как сказал философ, найти выход из «состояния покинутости и одиночества в чужом и злом мире, возврата на родину духа, к близкому и родному!»(8)? ...И возможно ли, наконец, оставив мелочную и суетную пошлость жизни приступить к делу обоснования жизни иной, светлой и радостной, родной и близкой! Что вовсе не означает оставить самую эту нынешнюю жизнь, не отменяет погруженности в неё, во все её перипетии и материально-духовные потребы, с её борьбой за человеческий образ, достоинство и смысл, а означает лишь придание ей иного содержания, высокого наполнения и особой направленности!

­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________

(1) Из архива Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание»;

(2) «находящийся в аду, не смеет выступить оттуда и на один палец или хоть чуть выказать голову, ибо как только он это сделает, то мучается и страдает...» - Э. Сведенборг «О Небесах, Мире духов и аде» [400];

(3) Н.А. Бердяев «О рабстве и свободе человека», с. 8;

(4) Н.А. Бердяев «О рабстве и свободе человека», с. 25;

(5) Н.А .Бердяев «О назначении человека», с.615;

(6) А.Шопенгауэр «Мир как воля и представление»;

(7) Н.Бердяев «О рабстве и свободе человека», с.29;

(8) Н.Бердяев «Философия свободного духа», с.162.

Комментарии  

+1 #1 Манолис Чахкиев 03.11.2016 19:06
Всегда Вас с удовольствием читаю, уважаемый Александр. Мне, адепту "Конца истории" Фукуямы, Ваши статьи даже необходимы, чтобы не скатиться окончательно в безнадегу. :-)
Цитировать | Сообщить модератору
0 #2 Александр Андрух 03.11.2016 20:39
Спасибо, Манолис! Приятно в Вашем лице иметь единомышленника по мировоззрению!
Считаю и даже твёрдо убеждён, что вопросы философской направленности не менее, а может и более важны, чем все остальные, кроме быть может, вопросов веры! Поскольку именно они имеют решающее значение в перспективе Вечности!
С уважением.
Цитировать | Сообщить модератору

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить