zvezdy

записи из тетради старого преподавателя физики;

 "1.Метафизическая суть момента большого взрыва или зарождение материальной вселенной.

По образу и подобию своему создал Бог человека! Вдумаемся! По образу и подобию! То есть, обойди все миры и вселенные, не найдешь лика совершеннее и прекраснее человеческого! И все эти измышления дешёвых фантастов о высокоразвитых зелёных существах-уродцах похожих то ли на гусениц, то ли на лягушек – всего лишь плод их болезненного воображения. Человек – вершина вселенского физического и духовного совершенства, ибо в нём подобие образа Творца всего существующего! Но, в свою очередь, а в чём же, вдумаемся, коренная, изначально превалирующая сущность Создателя? А сущность эта, очевидно, состоит в непрерывном и неустанном творении! Следовательно, в силу подобия Ему, и наша собственная тварная (т.е. сотворённая) сущность должна, пусть и умалённо, пусть в неизмеримо меньшей степени, но быть сущностью творческою! Это касается не только человека, это касается всего сущего – до последнего атома, элементарной частицы. Всё обладает творческой мощью! Разнится только степень этой мощи! И сфера её приложения...

Но хотелось бы по порядку, «ab ovo», так сказать, с самого начала...

Итак, в некоторый момент своего бытия (тут, вторя Оригену(1), я выразил бы просьбу не слишком придираться к некоторым языковым и понятийным несовершенствам: «некоторый момент своего бытия» – не имеется, конечно же, ввиду, что временные категории распространяются и на сферы божественной жизни) сотворил Бог, Отец наш небесный, всех нас. Но, зададимся вопросом, может ли Существо, по сути своей абсолютно совершенное, произвести нечто такое, что не соответствовало бы этим критериям абсолютного совершенства? То есть, создать нечто убогое и неказистое? Простая логика нам подсказывает, что вряд ли... Одним словом, болезнетворных вирусов, клопов, вшей, равно как и медуз, слизняков, ящериц, а также кур, хорьков, опоссумов и прочие «прелести» природы Он непосредственно на свет не производил (хотя с точки зрения органической жизни эти существа и можно отнести к разряду в своём роде совершенных и в этом смысле народное выражение, что «у Бога всякая вша хороша» выглядит вполне уместным). Откуда же все они взялись? Откуда вообще появился весь мир в этом его виде? мир, по словам Шопенгауэра, «с его суетой измученных и истерзанных существ, которые живут только тем, что пожирают друг друга; мир, где любой – живая могила тысяч других...»?(2) Чьих же он рук дело, этот наш мир, который апостол Иоанн призывает не любить: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего»!(3)? Ответ на поставленный вопрос, зародившись вначале смутно-неясным и неуверенным предположением, по крепкому размышлению, приобретает ясные очертания аксиомы: мир этот – есть коллективное творчество всех населяющих его существ, то есть (позвольте всех «поздравить») – нас с вами!

Подобного рода рассуждения, равно как и интуитивные предчувствия подсказывают, что никакого касательства к этой нашей скорбной юдоли печали и слёз, увы, или к счастью, Бог не имеет! Что же тогда Он создал? - резонно спросить. А создал Он (и создаёт непрестанно) духовные сущности, которые асимптотически, то есть бесконечно близко, приближены к Его собственной природе и которые наделены Им творческими способностями. Если это поможет более ясно понять суть, то здесь можно бы привести следующую, весьма, правда, отдалённую аналогию: это как, если бы маститый художник, скажем Рафаэль, собрал вокруг себя талантливых, почти как он сам, учеников. Опыта создания шедевров они, естественно, не имеют, но имеют огромное желание достичь такого же мастерства, каким наделён их учитель. Когда-то приходит время всем им выходить в собственное «свободное плавание», начинать собственный творческий путь. И, с благословения мастера, они это делают. Точно так же и все мы, с благословения Отца нашего и Создателя, пустились когда-то в собственное плавание в бурном море приобретения опыта творчества. С бесконечной любовью, сочувствием и сопереживанием благословляет Он нас на этот столь нелёгкий и болезненный путь. И Он сочувствует, сопереживает и страдает вместе со всеми нами на всём его протяжении, в любой момент его прохождения. Вот только вмешаться в процесс, какие бы порою трагические очертания он ни приобретал, Ему нельзя – только собственными силами каждого преодолевается дорога! На всём пути, в каждое мгновение путешествия перед нами открывается великое множество, уводящих куда-то в неведомую нам даль, тропинок. И выбрать по которой из них идти – дело каждого. В этом заключается заманчивость, ответственность и драматизм той злополучной свободы выбора, которою мы наделены Отцом нашим. Но в этой наделённости таится и великая мудрость! Ибо без этого качества свободы любая жизнь, любая сотворённая духовная сущность превращаются в свою противоположность – в бездуховную мертвенность механизма! «Бог есть не Бог мёртвых, но Бог живых»(4) - говорится в Библии. «Немыслимо, чтобы совершеннейшее существо могло обретать наслаждение в машине, хотя бы это была наиболее совершенная машина»(5) - вторит библейской мудрости Шеллинг. Сотворить, вызвать к жизни нечто – это и значит наделить то нечто духом, который, в свою очередь, имеет в качестве неотъемлемой составляющей, в качестве своего неотделимого эпифеномена такую замечательную, но и, вместе с тем, такую опасную вещь, как свобода, ибо заключает она в себе, подчас, столько боли!

Итак, получив Отцовское благословение, горя желанием не сравняться, но хотя бы приблизиться к Нему в творческой мощи, мы все, возжелавшие того, ринулись творить. И первым актом, первым шагом в этом направлении был тот, когда каждый из нас в своём первозданном качестве духовной сущности вызвал к жизни, как бы выделил из себя некое своё подобие, некий уменьшенный свой прообраз – мы называем эту духовную субстанцию душой. Для того, чтобы отделить её от других подобных, необходимо было создать нечто, в корне отличное от мира Отца, где нет ничего замкнутого на себе, ничего обособленного. Так возникает пространство – то место, куда были помещены эти отделённые друг от друга, нами сотворённые души! Конечно, не сами души образовали то пространство – духовным субстанциям в нём нет нужды – а лишь их специфические состояния, их трансформация в некое «энергетическое» состояние автономности. Для формирования навыков поведения, становления их в этой новой сфере, а также для закрепления шагов этого становления, необходимо ещё одно небывалое в духовном мире явление – последовательность событий, которая, в свою очередь, обусловливает причинно-следственную связь этих событий. Так зарождается время! Всё это происходит в одночасье, в момент первичного творческого акта биллионов духовных существ, пожелавших самостоятельно сотворить нечто своё, то есть, нас с вами. Это и было первым моментом рождения нашей материальной пространственно-временной вселенной, или, выражаясь языком учёных, придерживающихся этой концепции, первым начальным моментом большого взрыва! Уже не духовные, а их прообразы – душевные существа в своих «энергетических» состояниях получили в результате этого первоначального творческого акта каждая из бесчисленного сонма своё пространственное место. И процесс пошёл, получил первый свой импульс, завертелось колесо вселенского развития!

Тут не лишне было бы отметить, что аналогия со взрывом весьма правомерна в силу совершенно немыслимой скорости расширения (за первичный промежуток времени своего существования [от 10(-42) секунды до 10(-4) секунды] вселенная расширилась от размера электрона радиусом 10(-12) см до размера сферы радиусом в астрономическую единицу (а.е.) – 149,6 млн. км). И объясняется это тем, что в каждый бесконечно малый момент времени (уже начавшего свой отсчёт) в пространственно-временную сферу зарождающегося таким образом материального мира низвергались биллионы всё новых душ (библейское грехопадение!), жаждущих собственно творить, дабы уподобиться тем самым Отцу Небесному.

Думаю, что новое и необычное ещё для нас это состояние пришлось нам по вкусу. Да и как иначе! Ведь, хотя это были и первые шаги того, ещё неумелого и простейшего, что было сотворено нами самими, что вышло из наших рук, но это были уже наши собственные усилия, уже наше собственное творчество! И мы, таким образом, стали ответственны за его судьбу, за судьбу этого своего малыша, подобно тому, как за всех нас ответственен наш Создатель! («...наше «я» есть наше собственное деяние и потому мы за него ответственны»(6)). И потом ведь «вы в ответе за того, кого приручили»(7), а уж, тем паче, за того, кого создали, кого вызвали к жизни! Нужно отметить, что сама душа, сотворённая нами, как некий пусть и упрощённый образ нашей первозданной духовной сущности и вышеупомянутое её «энергетическое» состояние обособленности или автономности – далеко не совсем одно и то же! Находиться в таком, если позволительно сказать, возбуждённом состоянии продолжительное время ей, душе, не по силам – она не может, она устаёт быть долго оторванной от мира духовного. И ей, душе, приходится периодически выходить из него и, таким образом, на время покидать всё более становящийся и оформляющийся пространственно-временной мир. Эти выходы, этот возврат для отдыха, для передышки и пополнения сил, увы, были первыми репетициями смерти, пробными её шажками. И, конечно, это была ещё не смерть в том виде, как мы её знаем сейчас – когда душа и тело разлучаются, ибо тело, как таковое, не было ещё оформлено. Должен был прийти ещё свой черёд до его, тела, образования, как временного и, на первых порах, простого союза и сотрудничества небольшого числа добровольных участников процесса, а затем по ходу эволюции всё более усложняющегося в своём качестве и увеличивающегося количеством.

Хотелось бы ещё обратить внимание, что для того, чтобы не было как в той басне про лебедя, рака и щуку, чтобы не получилась картина «кто в лес, кто по дрова» или «что хочу, то и ворочу», вероятно, что схема развития материального мира, его алгоритм в виде иерархии идей от простейшего типа жизни вплоть до человеческого и выше, подсказывающих или даже диктующих каждому индивидуальный или коллективный стиль поведения в той или иной ситуации, Творцом всё же были предусмотрены и учреждены заранее (вспомните, как одинаково ведут себя атомы элементов в однотипных химических реакциях). Для Него ведь не существует ничего неведомого и сокрытого за далью времени, хотя бы потому, что Он находится вне этого самого времени и может созерцать процесс во всех его потенциях, равно как и в его раскрытии, в его актуализации. В силу этого любой путь развития, любой виток эволюции имеет под собою заранее предусмотренный и предвиденный фундамент... Разнообразие воистину безгранично и любой «каприз» имеет возможность быть реализованным! Не исключено также, что в разработке того алгоритма, в оформлении идей принимали участие и мы сами, то есть наши духовные сущности или, как выражаются философы, наши «Я». Ведь и для них, для наших духовных сущностей, в силу самой этой духовности и в силу их богоподобия, материальное бытие, его развитие и становление, не является тайной за семью печатями! Чего нельзя сказать о душах, тесно увязанных с миром материи (или упомянутым выше энергетическим своим состоянием), а, следовательно, и дезориентированных, «ослеплённых» этой самой связью. Кстати,  процесс эволюции есть не что иное, как индивидуальное и коллективное прохождение наших душ через восходящую иерархию идей, самораскрывающихся тому, кому пришло время и черёд подпасть под их влияние, что в мире материи влечёт за собой соответствующую, то есть подстраивающуюся под изменения качества души, трансформацию тела".

                                                                            (Конец части 1)

_______________________________

1 «Конечно, когда мы говорим «всегда», «был», или допускаем какое-нибудь другое обозначение времени, то это нужно принимать ...в переносном смысле, потому что эти выражения имеют временное значение, а предметы, о которых мы говорим, только на словах допускают временное обозначение, по природе же своей превосходят всякую мысль о времени» (Ориген «О началах», Гл.3:4).

2А.Шопенгауэр, «Мир как воля и представление»

31-е Иоанна, 2:15-16

4От Луки Гл.20:38

5 Шеллинг «Философские исследования о сущности человеческой свободы», с.16

6 о.Булгаков, «Философия хозяйства», с. 171

7 Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Комментарии  

+2 #1 Манолис Чахкиев 11.10.2016 19:13
Так все-таки зря вкусили от древа познания или не зря, уважаемый Александр?
Цитировать | Сообщить модератору
+2 #2 Александр Андрух 11.10.2016 19:37
Так, Манолис, нас никто и не спрашивал, другого выбора и не было, по существу! Ибо не нами сказано: "Чтобы заслужить рай, нужно достойно пройти ад"! Вот и карабкаемся всем миром и каждый по отдельности...
Цитировать | Сообщить модератору
+2 #3 Манолис Чахкиев 11.10.2016 19:57
Цитирую Александр Андрух:
Так, Манолис, нас никто и не спрашивал, другого выбора и не было, по существу! Ибо не нами сказано: "Чтобы заслужить рай, нужно достойно пройти ад"! Вот и карабкаемся всем миром и каждый по отдельности...

Для меня свобода воли при предопределении судьбы самое сложное для понимания веры. Пабло Куэльо, хоть и сектант, но больше других приблизился к понятному мне ответу, что Бог приоткрывает нам будущее, когда сам хочет дать нам возможность выбора. Но вопрос сложный даже для теологов. В всяком случае тех, у которых я спрашивал об этом.
Цитировать | Сообщить модератору
+3 #4 Александр Андрух 11.10.2016 20:25
Тут ещё немаловажный и загадочный нюанс: перед свободой выбора простирается океан возможностей, НО вероятность реализации подавляющего большинства из них ничтожна! А реализуются только те, что необходимы выбирающему на данном этапе прохождения Большого пути, что пойдёт ему на пользу, а следовательно, во благо! Так что, не такая уж и "свобода выбора"!... :)
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #5 Константин Клюев 11.10.2016 20:30
Безрадостная картина. Хорошо, что я атеист. Только беда, что и материализм ставит не меньше вопросов, от которых становится страшно.
Цитировать | Сообщить модератору
0 #6 Александр Андрух 11.10.2016 21:33
Да, Константин, Ваш случай тяжелее! Базаровский атеизм ничего иного в перспективе не предполагает, кроме "увесистого лопуха на могильном холмике"... :(
Цитировать | Сообщить модератору
0 #7 Александр Андрух 11.10.2016 21:37
Константину Клюеву

Прошу воспринимать мой предыдущий комментарий в качестве шутки, "чёрного юмора" :)...

С уважением.
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #8 Константин Клюев 11.10.2016 21:59
Цитирую Александр Андрух:
Константину Клюеву

Прошу воспринимать мой предыдущий комментарий в качестве шутки, "чёрного юмора" :)...

С уважением.

Я и сам такого мнения. Страшно помирать, но ничего не могу поделать. В отличие от знаменитого фильма "Все остается людям" мне и людям оставить нечего.
Цитировать | Сообщить модератору
0 #9 Александр Андрух 11.10.2016 22:10
Думаю, Вы, Константин, ошибаетесь! Каждый оставляет после себя след, и его весомость измеряется не людьми и не здесь... Ведь сказано даже , что "первые будут последними, а последние первыми"...
Цитировать | Сообщить модератору

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить