zvezdy

Должен ли человек (человек!) задаваться вопросом о том, где тот порог, за которым он теряет этот высокий свой человеческий статус? При каких условиях форма человечности не плавится и не растекается в некое аморфное образование? (Имеется ввиду главным образом форма здорового человеческого духа, ибо податливая материя всегда вторична, всегда подчинена духу). Каков тот градус напряжённости духовных исканий, познавательного благородного зуда, беспокойной неугомонности, требовательности к себе, а, следовательно, напряжённости и самой жизни, за которым неизбежный распад, диссолюция самой личности? Полагаю, и твёрдо убеждён, что каждый человек необходимо должен иметь в себе прометеев огонь искательства, а над собою то самое «поле напряжённости», благодаря которому этот огонь в нём не затухает, а разгорается новым пламенем, не позволяющим остановиться на достигнутом, успокоиться-угомониться в пресыщении, да и не подпускать его (пресыщение) даже на порог! И пусть такое состояние и есть тот «вечный бой», о котором сказано у Блока, пусть такую душевно-духовную неугомонность нелегко в себе хранить и поддерживать, но лишь это способно формировать и крепить в человеке истинный стержень, продлевать в бесконечность его молодость и демиургов задор! Как в той старой песне из советского фильма «Иван Бровкин на целине»: «Никогда, никогда не стареет тот, кто смолоду сердцем богат!..». А чем ещё может быть это самое богатство сердца, как не таким прометеевым огнём искательства, строительства нового и прекрасного, творческого подхода к жизни!

Словом, надеюсь, что каждый согласится с тем, что человеку жизненно необходимы такие составляющие его бытия, как искание и нахождение новых более совершенных форм личного и общественного устройства, преодоление трудностей, погруженность в состоянии перманентного трудового творческого процесса! И, признаемся откровенно, что такие условия, такие факторы, не позволяющие увянуть и закиснуть, способна предоставить лишь самая передовая из известных на сегодняшний день форма общественного устройства – социализм! При капиталистическом строе человек тоже должен трудиться, но труд этот имеет вынужденный характер – ради куска хлеба насущного! Почувствуйте разницу! Трудиться ради куска хлеба для себя и своей семьи и свободно творить во имя блага всех людей, во имя всеобщего процветания и светлого будущего! Пусть и покажутся вам слова эти излишне пафосными и как бы взятыми из агитки советских времён. Но не их в том вина, что претерпели они в сознании людей девальвацию и искажения, а скорее вина именно такого искривлённого сознания! Каким же образом это произошло? Каким образом дух большинства людей сталинской эпохи, железный дух человека, «гвозди бы делать» из которого, дух жертвенности и отдачи претерпел метаморфозы и сформировался в дух индивидуализма и обособленности, корысти и стяжательства, мещанского уюта и «для себя бытия»? А произошло это постепенно, в малых дозах или, используя медицинскую терминологию, гомеопатически.

О, если бы весь мир был занят строительством и созиданием, если бы был он вовлечён в процесс прогрессивного обустройства человечества на принципах братства, справедливости, равенства и свободы, т.е. на принципах тех лозунгов, которые неоднократно им провозглашались и которые ни единого раза не были воплощены в жизнь! Но, как раз наоборот, весь мир находится в состоянии дарвиновской борьбы за существование, где выживает сильнейший, слабый же либо умирает, либо влачит жалкое существование. И когда в нашей стране сталинская эпоха, увы, почила в бозе, когда лишь слегка приотворилась узкая дверь «железного занавеса», то вовне наш измотанный и уставший от ратных подвигов и великого строительства человек увидел совсем иную картину, картину, существенно отличавшуюся от того, что он видел вокруг себя! Он увидел не серьёзные, но прекрасные в этой своей сосредоточенности лица наподобие тех, что были у его сограждан, а улыбчивые и самодовольные заграничные физиономии людей, не обременённых тяжким трудом, сытые и расслаблено-вальяжные! Увидел он и различие в облике городов, посёлков, жилищ, дорог, уровня жизни и её наполненности разного рода досугами... И различие это было не в нашу пользу! Вот тут и не выдержал наш труженик, опустились у него руки! Захотелось, пусть не самому, так хотя бы детям, подобного «облегчённого варианта» существования! Это и была та роковая развилка, уведшая наших наивных, добрых и прекраснодушных людей и страну в целом с прямой и достойной, пусть и неимоверно трудной дороги социалистического созидания (а когда новое и небывалое ещё в истории давалось легко!), на кривой и ухабистый путь выживания в условиях «капиталистических джунглей»! Как не понять их, наших отцов и матерей! Могу ли я ставить в упрёк моей собственной матери её душевную боль и смущение, когда она сразу после войны, приехав на учёбу в большой город Харьков, стыдливо прятала под скамью свои ноги в изношенных избитых грубых ботинках, доставшихся от старшей сестры, и тетрадями прикрывала заплаты на более чем скромной своей одежде, видя жён и дочерей тыловых офицеров, одетых в трофейные заграничные меха и обутых в элегантные туфельки! Можно ли им всем ставить в упрёк, что сразу не могли они «отделить зёрен от плевел» – распознать в заморском «благополучии» том инфернальную составляющую, которая хоть и глубоко скрывалась, но всё же могла быть обнаружена вдумчивым человеком! Такому было ясно, что почти все обитатели «капиталистических джунглей» являются людьми не вполне здоровыми! Что охвачены они некой лихорадкой гордыни и собственной исключительности, которые и делают возможной среду, вскармливающую мнимое их процветание, делают жизнеспособными и даже на наивный и простой взгляд привлекательными! Что люди те, будучи сами испорчены уродливыми условиями системы, будучи сами заражены и пропитаны миазмами её удушливой атмосферы, своим пропагандистским напором (приукрашенные книги, кино, телевидение) постепенно смогли и наших советских людей соблазнить, завлечь в болото первобытных инстинктов и похотей. Мы же в невинном неведении оказались неготовыми к такому напору. Заглядываясь на яркие глянцевые картинки «настоящей жизни», как непреодолимо оказалось желание попробовать её, поучаствовать в ней, в той атмосфере «пожить для себя», а не для колхоза, завода, города, страны! Не подозревая, что это рецептура для пациентов «палаты №6», что это свод правил поведения для обитателей больницы! Вот на ту пёструю наживку и клюнули, пусть не сами представители людей сталинской эпохи, железные телом и духом, не строители Магнитки и Днепрогэса, но их дети! Среагировали и повелись, пусть не сами «те, кто брал Берлин» и покорители целинных земель и космоса, но их внуки!

В своё время выдающийся революционер-демократ Н.Г. Чернышевский изрёк: «Отстраните пагубные обстоятельства, и быстро просветлеет ум человека и облагородится его характер». Утверждение, к сожалению, непростое и спорное! В Нидерландах, к примеру, эти "пагубные обстоятельства" и основные бичи рода человеческого, как то: недоедание, жилищная необустроенность, преступность и проч. уже давно и в основном отстранены. И что, вы думаете, просветлел ум голландцев? Ничуть! Я бы даже сказал, наоборот - он забит мелкими и суетными потребами, стремлением к всё большему благодобывательству и консумерству! Уже взращено поколение человекоподобных, кто в массе своей не прочёл ни единой художественной книги, кого совершенно не интересуют те достижения, которые были достигнуты на ниве снискания духа, гармонии и красоты их предками! И, таким образом, утопическое утверждение Николая Гавриловича есть типичное заблуждение интеллигентствующего ума, что, дескать, когда у человека исчезнет необходимость «в поте лица своего» добывать себе пропитание, то он непременно обратится к высокому, к духовному! Ошибочность подобного заблуждения состоит ещё и в том, что интенция, присущая людям с высоким уровнем духовного развития, автоматически налагается и на всех людей вообще! Пример жителей заморских благополучных в материальном смысле стран, увы, лишь подтверждает эту ошибку. Ну, не склонны человеческие массы в таком расслабленно-ленивом и сытом, а то и пресыщенном, состоянии к подвигам Геракла по очистке собственных авгиевых конюшен в виде беспросветной душевной лени, мрака духовного оцепенения, отсутствия усилий в направлении поиска Истины и Смысла! И единственное направление, в котором они могут, и весьма охотно! совершать телодвижения – это то, что сулит им материальный прибыток или же какие-либо из видов удовольствий и наслаждений. Не ведают и не подозревают болезные, что задолго до их убогого существования в Древней Греции жил философ Антисфен, провозгласивший: «Я предпочёл бы безумие наслаждениям!». И он же, когда кто-то из афинян восхвалял роскошную жизнь, мечтательно воскликнул: «Такую бы жизнь детям врагов наших!»... Вряд ли слышали они и о предостережении сребролюбцам самого Иисуса Христа: «Скорее верблюд пройдёт сквозь игольное ушко, чем богатый войдёт в Царство Небесное»? И, наконец, о словах из Откровения: «... ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг».

«Собственность есть кража»! Такую вот жёсткую формулу ещё два века тому, как из чугуна вылил философ Прудон. И эту его формулу необходимо воспринимать не метафорично, а аксиоматично, т.е. придавать ей значение абсолютной истины, не требующей доказательств! Если бы нам действительно что-нибудь всего лишь какая-то малость принадлежала, то это было бы хоть каким-то образом, хоть намёком обозначено в мудрости земной. Но – нет! Даже собственное тело нам не принадлежит, а позаимствовано на время, о чём говорит седая истина Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был...» (12:7). А ещё там говорится, что все наши потуги на пути накопления и приобретения на так называемой стезе благополучия – пустая трата, «суета сует»! «О многом заботится человек», забывая, что «одно только и нужно ему» (Лк. 10:38). И это «одно» есть то духовное содержание Истины, которое никакими силами не может быть отнято у человека, если он его постиг – или находится на пути постижения – это то его сокровище, которое, как известно, никуда не девается, не отымается от него! И только такая «собственность» не есть кража, только она есть то богатство, которое служит мерилом успеха в тяжком труде снискания Истины!

Любой человек имеет будущее, если он понимает всё это, если он усваивает такие истины и совершает свои поступки в соответствии с усвоенным, если накапливает себе сокровища именно в этом невещественном смысле, а к собственности вещественной относится с презрением или равнодушно!

Любая страна, а в особенности Россия, имеет будущее только, когда приобретения каждого её гражданина есть приобретениями общенациональными, работающими на всеобщее благо – нет, не только и не столько материального обогащения, не обрастания «добром», а наработкой общественных форм совместного – соборного – бытия! Пусть добром обрастают немцы, да британцы с американцами, пусть продолжают они наступать на те же грабли, если им так это понравилось! Нам же всем нужно думать о возвращении на исконный свой путь – путь социалистического строительства, с которого мы так легкомысленно свернули четверть века назад. И заботиться о том, как возвратить над нашими просторами необъятными нимб «поля напряжённости» великого построения, которое одно способно оздоровить и вдохновить всех нас на «вечный бой», чтобы «покой нам только снился»!..

P.S. Тут должно отметить, что о таком возврате на прежний путь есть смысл говорить лишь в том случае, если подавляющая часть людей смогут быть объединены той категорией идей соборного строительства, равенства и справедливости, которые они способны усвоить и искренне принять в своё сердце! Вот тогда и груз трудовых и ратных подвигов покажется им лёгким и таким, что идёт на пользу даже физическому здоровью каждого, а не только лишь духовному состоянию! В противном случае повторится история с лебедем, раком и щукой, и её плачевным результатом...

Комментарии  

+2 #1 Виктор Стекленев 14.07.2016 16:41
Эх! Хотел по ходу массу вопросов уважаемому автору подсыпать... и про примитивных плёл, коих, при их простоте, древности и отсутствию развитой соображаемости, - и то несколько "модификаций" по предназначению (разведчицы, работяги, трутни, охранники, "пустышки" да еще и Матки с единым генетически расплодом) - у каждого предназначения своя творческая стезя... И про социализм, как теория, в критических точках (управления, например, или правосудия, да и пр.) - достаточно далеком от здравого смысла устройстве общества... И по Чернышевскому, с ухмылкой, спросить хотелось: "А вот Н. Гаврилыч, с его "заблуждениями интеллигентствующего ума", он как, личность творческая?" - и много хотел спросить я, да не буду!
Не стану дурных вопросов задавать, оттого что в целом у автора получился очень сильный и красивый ГИМН - великому построению!

За это - спасибо!
Цитировать | Сообщить модератору
0 #2 Александр Андрух 14.07.2016 18:22
Виктор Стекленев

Спасибо, уважаемый Виктор, и за пчёл с их "творческими стезями" (на полном серьёзе! - творчеством пронизано всё - от самых простейших форм бытия и до самых высших!), и за Николай Гаврилыча, с его "заблуждениями интеллигентствующего ума" - и здесь в точку, ибо заблуждения случаются даже у великих мира сего, и за придание моему опусу статуса гимна :sigh:

И, потом, зря Вы не захотели затруднить меня изрядным количеством вопросов: было бы интересно. Вот и придётся ответить лишь на один, и то не самый сложный: творческой ли личностью является Н.Г. Чернышевский? Ответ будет исключительно положительным, ибо не рождается в нашем подлунном мире личностей не творческих, Бог не творит пустышек, все несут в себе искру Его. Другое дело, что раскрытие их (творческих способностей самого широкого диапазона) могут быть градуированы как латентные, слабо проявленные, выраженные и ярко выраженные.

С уважением.
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #3 Михаил Бродников 14.07.2016 18:27
Плюсую неистово, уважаемый Александр
Цитировать | Сообщить модератору
0 #4 Александр Андрух 14.07.2016 18:55
Михаил Бродников

Спасибо, Михаил, за единомыслие!
Цитировать | Сообщить модератору

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить