zvezdy

Если оставить в стороне политические амбиции и говорить только с экономических позиций, то судьба Евразии как единого пространства зависит от товаропотока, который будет проходить по суше (не по морю). Запад и Восток евразийского континента представляют собой две из трех крупнейших экономик мира — ЕС и Китай. Объем торговли между ними в 2014 г. составил €467,3млрд., однако практически все товары перевились морем через Суэцкий канал.

Функционирующий на регулярной основе наземный маршрут, связывающий Азию и Европу — это российский Транссиб на который приходится менее 1% трансконтинентальных перевозок. Но это не единственный наземный маршрут. Через территорию Казахстана пролегает железная дорога из китайского Ляньюньгана до польского города Лодзь. Также активно строится автомобильная магистраль, соединяющая Китай и Европу через территорию стран Центральной Азии. Поэтому Центральной Азии отводится роль важного транзитного хаба.

В настоящее время китайская инициатива Экономического пояса Шелкового пути — это единственный международный проект, направленный на развитие транзитного потенциала Центральной Азии. Ключевую роль в нем будет играть Казахстан, через территорию которого будут проходить новые маршруты. Причем следует подчеркнуть, что Казахстан, не имеющей выхода к морю, так или иначе заинтересован в реализации всех проектов по строительству транспортных коридоров. В таком случае он получает возможность стать по настоящему транзитным хабом для путей по направлениям«Север-Юг» и «Запад-Восток». В перспективе это может обеспечить экономическое развитие Казахстана.

При этом, разветвленная система транспортных коридоров заметно снижает уровень геополитической напряженности в регионе. Хотя карты маршрутов пока являются предметом дискуссий, можно говорить как минимум о трех основных направлениях, которые в будущем должны связать Китай и Евросоюз через Центральную Азию. Первый маршрут — северный, идущий через территории Казахстана и России от Урумчи или портового Ляньюньгана на побережье Восточно-Китайского моря, через казахстанский Достык на Омск. Этот маршрут сейчас обкатывается – уже были первые рейсы поездов до польской Лодзи. Также мы должны иметь в виду уже построенные участки автомобильной трассы Западный Казахстан — Западный Китай. В сентябре 2015 г. Банк развития Китая и российская корпорация «Росавтодор» подписали меморандум о строительстве продолжения этой трассы уже через территорию России в направлении Евросоюза.

Второй китайский маршрут идет через территорию Казахстана в порт Актау и далее в Баку. Оттуда грузы будут перевозиться в Грузию и попадать в Евросоюз либо через Турцию, либо через Черное море. Реализация данного маршрута потребует значительных инвестиций в развитиепортовой инфраструктуры и на Каспии, и на Черном море. Также существует гипотетический проект строительства гигантского моста через Каспийское море, фундаментом которого станут транскаспийские газопровод и нефтепровод.
Третий маршрут нового шелкового пути идет через Казахстан и Туркменистан на Иран, и далее в Турцию. Отдельным ответвлением его будет железная дорога через Кыргызстан,Таджикистан и Узбекистан на Иран и Турцию.

В рамках проекта «Нового Шелкового пути» ставится задача связать регион с глобальными рынками с помощью маршрутов Север-Юг. Предполагается, что развитие автомобильного, и, возможно, железнодорожного сообщения между Центральной Азией и Индией через территории Афганистана и Пакистана поможет стабилизировать регион, а также вывести центральноазиатскую продукцию на мировой рынок через побережье Индийского океана.

Благодаря реализации хотя бы части из заявленных проектов регион Средней Азии приобретает огромное значение. А для стран региона это само по себе станет драйвером развития экономики: появятся транзитные доходы и возможности участвовать в транзитной торговле самим, будет преодолена их изолированность, повысится мобильность.

К тому же большие инфраструктурные проекты, связывающие несколько стран и имеющие большое значение для мировой экономики, могут улучшить непростые политические отношения между государствами региона.

Проект шелкового пути, в случае его удачной реализации сулит России большие финансовые приобретения, но сулит и большие геополитические потери. Россия перестает играть роль ключевого партнера для Казахстана и Средней Азии, эта роль переходит к быстро набирающему мощь Китаю.

В этих условиях Евразийский союз, как проект экономической интеграции, теряет всякий смысл. Зато на первый план могут выйти политические интересы стран Евразии. Именно опасение попасть в политическую зависимость от КНР может толкнуть эти страны к более тесному политическому союзу. В каком виде будет формироваться такой союз и будет ли формироваться вообще покажет только время и общая политическая ситуация в мире. Но именно на его формирование должна бы быть направлена внешняя политика России на ближайшие годы.

Комментарии  

0 #1 Вадим Рахматуллин 08.07.2016 15:10
Максим Лущин
“Именно опасение попасть в политическую зависимость от КНР может толкнуть эти страны к более тесному политическому союзу”

Пока еще России опасаются меньше чем Китая, но свернутые Российские проекты (Камбаратинская ГЭС, например), активно используют в антироссийской пропаганде.
И многие верят, что ничего строить и не собирались.
Цитировать | Сообщить модератору
0 #2 Александр Андрух 08.07.2016 19:22
Разделяю риски и опасения автора.
К ним добавляется ещё и факт "горячих точек", через которые или в непосредственной близости от которых, пролегают все эти транзитные пути. Если же их ("горячих точек") окажется недостаточно для умерщвления проекта, то с поджогом Средней Азии, можно будет на всём этом поставить жирный крест и надолго...
Цитировать | Сообщить модератору
0 #3 Максим Лущин 08.07.2016 20:29
Цитирую Александр Андрух:
Разделяю риски и опасения автора.
К ним добавляется ещё и факт "горячих точек", через которые или в непосредственной близости от которых, пролегают все эти транзитные пути. Если же их ("горячих точек") окажется недостаточно для умерщвления проекта, то с поджогом Средней Азии, можно будет на всём этом поставить жирный крест и надолго...


Я больше опасаюсь дружбы, чем поджога, честно говоря.
Цитировать | Сообщить модератору

Комментировать

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии указав имя, e-mail адрес и заполнив поле защитного кода.


Защитный код
Обновить